Эмоциональное выгорание. Как остаться эффективным и сочетать работу и личную жизнь?

В мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Его определяют как «чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности».

Что такое выгорание? 

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать.

Причины выгорания

Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это установки, модели поведения, черты характера и убеждения, которыми человек руководствуется в своих решениях. Внешние условия могут повлиять, когда у человека уже есть внутренние предпосылки для выгорания.

Внешние факторы:

  1. Среда: большие нагрузки, напряженная работа
  2. Не реализованные зарплатные ожидания
  3. Не реалистичные сроки и отвлекающие факторы
  4. Не интересная работа 
  5. Конфликты в коллективе и нездоровая атмосфера 

Внутренние факторы:

  1. Гиперответственность: «я должен сделать правильно, вовремя, идеально»
  2. Давление авторитета: престижное место работы, ответственность перед рекомендателем
  3. Убеждения: «я должен много работать», «отдохнем на пенсии», «если я буду мало работать, у меня не будет денег, я погибну от голода и нищеты»
  4. Ощущение, что работа это сверхценность, она всегда на первом месте
  5. Страх подвести 

 

Стадии выгорания

1. Одержимость:  Захваченность работой, задор, завал работой. Все получается, вы все время думаете о работе. Неспособность отключиться и отвлечься от работы; 

2.Усталость. Хронический стресс. Раздражительность. Усталость. Пренебрежение потребностями: беспорядочный сон, нарушение питания, недостаток общения. Тревога, страхи о будущем. Нетерпимость к коллегам, цинизм к работе, агрессия;

3. Обратимое истощение. Сокращение активности и социальных взаимодействий, потребность избавиться от стресса, часто с помощью переедания или алкоголя. Ухудшение зрения, ухудшение когнитивных функций;

4. Необратимое истощение. Профессиональная деформация, ощущение бессмысленности работы, ненависть к работе, сотрудникам, ученикам. Вы ощущаете себя мрачным нелюдимом.  Ухудшение жизни во всех сферах.

 

С чего стоит начинать работу с выгоранием? 

Надо сказать, что не существует единого способа выйти из выгорания. Но первый шаг — это остановиться и разобраться, что происходит.

Обычно люди сразу хватаются за какие-то решения, которые кажутся подходящими: медитация, отпуск, йога. Да, это прекрасные способы, но они могут быть не результативны в конкретной ситуации.

Очень важно провести ревизию:

  • своей среды;
  • своего отношения — что вы от себя ждете;
  • своих ресурсов;
  • неэффективных стратегий поведения 

Только после того, как вы определите эти 4 вещи, можно начинать решать проблему: самостоятельно, читая книги или обращаясь за помощью к психотерапевту. После этого вы сможете составить эффективный план. 

Что делать дальше, чтобы уменьшить вероятность выгорания?

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже рекомендации подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения
Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Зачастую нам становится не комфортно не только от скорости жизни, но и от беспорядка в ней. Очистите рабочую почту и галерею в телефоне, разгрузите гардероб.

Планирование дня 
Наличие хаоса и непредсказуемость повседневной работы могут способствовать повышению тревожности. Обилие информации уменьшает концентрацию и увеличивает утомляемость в течении дня. Небольшой лист задач на день поможет вам распределить нагрузку и сделать процесс работы более структурированным. 

Отказывайтесь от переработок
В здоровых отношениях с работой отказы — это абсолютно нормально. Вы вправе не брать на себя дополнительные задачи, не работать сверхурочно, не приходить на все встречи, не участвовать во всех проектах. 

Не читайте рабочие чаты в нерабочее время. Желание быть онлайн 24/7 — первый звоночек выгорания. Закрывайте ноутбук и вырубайте все приложения в конце рабочего дня и ни в коем случае не чувствуйте вину за это — отдыхать нужно всем.

Новые впечатления. Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для работы, но и для любимых занятий. 

Забота о себе. Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Приучите себя засыпать и просыпаться в одно время. Сон — мощнейший инструмент, который позволяет полностью перезагрузить мозг. 

 

Где найти мотивацию вообще хоть что-то начать делать?

Зачастую у человека, страдающего выгоранием, может не хватать сил на то, чтобы начать работу по преодолению данного недуга. Поэтому здесь важны две опорные точки:

  • Помощь других людей. Она может быть очень конкретная: попросить кого-то купить вам продукты, прийти к вам гости, приготовить ужин. Опираться на других людей — одна из важнейших стратегией ситуации с выгоранием;
  • Принцип маленьких шагов. Когда вы делаете самое незначительное, но доступное для вас действие. И каждый раз, когда вы делаете хоть какой-то маленький шаг, подкрепите себя чем-то позитивным. 
     
В любом деле самое сложное – это начать его. Первый шаг сделать трудно и страшно, но это необходимо. Нужно найти силы сделать его, и дорога появиться сама собой. Не откладывайте работу над преодолением выгорания. Начните с маленьких шагов заботы о себе уже сегодня! 
Путь в тысячу ли начинается с первого шага  

 Лао-Цзы

Нескучная алгоритмика


Решения Matatalab пользуются большим успехом среди педагогов и воспитателей детских образовательных учреждений. Мы попросили Екатерину Александровну Лосеву, педагога дополнительного образования из города Сергач (МБ ДОУ детский сад №8 «Сказка») поделиться своими впечатлениями об использовании робототехнического набора Matatalab. 

Как вы использовали Matatalab на своих занятиях?

В нашем детском саду три набора Мatatalab, один набор на 4 ребенка. Ребята с нетерпением ждут занятия по робототехнике, спрашивают, чем интересным займемся сегодня? 

 

В преддверии Дня Космонавтики я решила удивить ребят и устроить им «Космическое путешествие». Сначала предложила детям посмотреть видео письмо от Белки — первой собаки, побывавшей в космосе, в котором рассказывалось о том, что первые собаки, Белка и Стрелка, успешно слетали в космос, затем первый человек отправился в Космос и благополучно вернулся. 
В преддверии Дня Космонавтики я решила удивить ребят и устроить им «Космическое путешествие». Сначала предложила детям посмотреть видео письмо от Белки-первой собаки, побывавшей в космосе, в котором рассказывалось о том, что первые собаки, Белка и Стрелка, успешно слетали в космос, затем первый человек отправился в Космос и благополучно вернулся.
Дружно и весело запустили ребята ракету в космос знаменитой фразой первого космонавта Ю.А.Гагарина «Поехали!». С помощью схемы, где присутствовали блоки движения, блок с изображением танца и ряд музыкальных блоков, ракета отправилась в космическое путешествие.
Потом мы попробовали отработать алгоритмы перемещения ракеты и сами отправиться в космос. Нужно было выбрать одного космонавта и одного капитана космического корабля.  Капитан выбирал карточку с изображением планеты, куда отправит своего космонавта, на космическом коврике выкладывает лабиринт с помощью пластиковых кубиков. На панели управления выгладывает алгоритм с помощью блоков движений и отправляет своего космонавта к планете. У космонавта не легкая задача, он одевает скафандр, в котором не очень удобно двигаться, и внимательно слушает указания своего командира. Прибыв на планету, педагог берет карточку с изображенной планетой и читает чем же она примечательна.

Какие навыки ребят развививались лучше всего в процессе занятий?
Умение работать в команде и индивидуально, умение работать со схемой, логическое мышление, умение программировать, внимательность, развитие пространственной ориентации, умение считать, формирование речи детей, развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе. 


Что работало лучше всего, а что было сложным?

С большим интересом дети составляли алгоритмы по схемам для рисования и музыкальной композиции. Ребята даже не подозревали, что Мататабот умеет рисовать, танцевать и проигрывать музыку.  

 

Наиболее сложным оказалось выстраивание алгоритма без использования схемы, а также выстраивания лабиринта для космонавта, так как необходимо было капитану самому решать каким путем пойдет космонавт. Ребенку, исполнявшему роль космонавта, было сложно четко выполнять команды своего капитана, что требует быть особо внимательным и не торопиться делать движения раньше, чем капитан даст данную команду. Для более успешных выполнений подобного рода занятий, решила использовать подобные коврики и на других занятиях с Matatalab.

Как отреагировали дети? 

Ребята остались довольны своим путешествием. Ведь они получили видео письмо от Белки, нарисовали и вырезали звезды, ракету, которую дружно запустили в полет, сами почувствовали себя в роли космонавтов и капитанов, узнали какие планеты бывают, что они разные по цвету и величине и многое другое. 

Профориентационный экоурок "Ярмарка вакансий" в формате настольной игры



Проект Экокласс.рф Движения ЭКА разработал профориентационный урок «Ярмарка эковакансий» в формате деловой настольной игры. Он предназначен для учеников 7-11 классов. Цель урока — в увлекательной форме познакомить будущих выпускников с востребованными профессиями в области переработки отходов, а также показать, что любую профессию можно связать с решением экологических проблем.

Провести урок могут учителя, родители и волонтеры из любого уголка России до 20 декабря 2021 года. Для этого необходимо лишь зарегистрироваться на сайте урок.эковакансии.рф и бесплатно скачать готовый комплект материалов: методический гид с рекомендациями по подготовке и проведению урока, анимированную презентацию, материалы для настольной игры, видеоинтервью с успешными профессионалами в сфере переработки отходов. 

 

Школьники познакомятся со сферой переработки отходов и сыграют в деловую настольную игру, в ходе которойпопробуют себя в роли руководителей перерабатывающего предприятия. Они запустят проекты по сбору отходов и просвещению населения и на опыте познакомятся с профессиями, которые помогут решить мусорную проблему. В завершение участники урока обсудят наиболее эффективные стратегии игры, поймут, что для развития предприятия в области переработки необходимо развивать широкий спектр проектов и привлекать разнопрофильных специалистов, посмотрят интервью с успешными представителями разных профессий о том, как они нашли себя в экологических проектах.

 

Всероссийский просветительский урок «Ярмарка эковакансий»разработан по инициативе Danone Ecosystem Fund при поддержке проекта Экокласс.рф Движения ЭКА и Центра экономии ресурсов.

 

Учителя, которые проведут урок «Ярмарка эковакансий», смогут получить почетный диплом участника общероссийского проекта и благодарственное письмо в адрес школы. Для этого необходимо отправить организаторам отзыв и фотографии по итогам занятия в личном кабинете портала Экокласс.рф.

Знакомим школьников с целями устойчивого развития с помощью интерактивного урока



Проект Экокласс.рф Движения ЭКА запустил всероссийский интерактивный урок «Лучший мир для всех». Его цель — познакомить школьников с глобальными целями устойчивого развития и рассказать, как можно способствовать их достижению даже в юном возрасте. Урок адаптирован как для очных, так и для дистанционных занятий.

 

Принять участие в просветительском проекте может любой педагог или волонтер без специальной подготовки. Для этого необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте урок.лучшиймир.рф;
  • бесплатно скачать готовые материалы урока для одной из двух возрастных категорий: 2-9 или10-11 классов;
  • до 25 декабря провести очное или дистанционное занятие;
  • поделиться результатами в личном кабинете.
 

Комплект материалов включает методический гид со всеми подробностями урока, яркую презентацию, видеоролики, игровые задания и квест для старших классов.

 

В ходе занятия школьники узнают:

  • с какими проблемами сталкиваются люди во всем мире;
  • ‍что такое устойчивое развитие;
  • какие 17 глобальных целей устойчивого развития стоят перед человечеством;
  • ‍какие цели устойчивого развития направлены на решение экологических вызовов нашего времени;
  • как простые действия в повседневной жизни помогают заботиться о людях и природе и менять мир к лучшему.
 

«Знать о глобальных проблемах человечества и связанных с ними целях устойчивого развития — неотъемлемое право подрастающего поколения. От того, будут ли эти цели достигнуты, напрямую зависит качество жизни сегодняшних школьников в будущем. Благодаря нашему уроку ученики получат необходимые знания по теме и освоят инструменты, позволяющие даже в юном возрасте делать мир немного лучше. А поскольку занятие можно провести как в классе, так и в онлайн-формате, педагоги легко смогут его вписать в меняющийся режим образовательного процесса», — говорит Анна Лукьянчикова, координатор проекта Экокласс.рф.

 

Педагоги, которые проведут урок «Лучший мир для всех», получат почетный диплом участника общероссийского проекта Экокласс.рф и благодарственное письмо в адрес школы.

 

Урок разработан Hilton Effect Foundation и проектом Экокласс.рф Движения ЭКА.

Делимся опытом

13 ноября 2020 года
в рамках работы Авторизованного учебного центра Smart
на базе ГБПОУ «Педагогический колледж № 18 Митино» состоялась онлайн защита проектов студентов специальности Преподавание в начальных классах на базе Казанского (Приволжского) федерального университета.

В результате встречи студенты КФУ поделились своими идеями по созданию уроков в программном обеспечении SmartNotebook. Встреча была организована Главным специалистом КФУ/ Института передовых образовательных технологий КФУ
Плотниковой Луизой Альбертовной. Со стороны ГБПОУ «Педагогический колледж № 18 Митино» в встрече приняла участие методист Скоропупова Ульяна Григорьевна.

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРАКТИВНЫМ?

По мере проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь учителя — постепенно трансформируется и взаимодействие с учениками. Сейчас без интерактивной доски или панели невозможно представить учебный класс. Наши ученики давно привыкли к презентациям урока: предпочитают сделать фото экрана, чем переписывать все заново, обучены тактикам быстрого решения интерактивных заданий и находят возможности обсудить с одноклассниками в общих чатах ответы на вопросы теста. 

Пришло время трансформировать свое занятие, изменяя вредные привычки ваших учеников. Мы предлагаем несколько простых идей для педагога, позволяющих трансформировать свой урок.

 

Вовлечение – отличный ход для завоевания аудитории.

Вовлекайте класс в содержание своего урока при помощи инструментов SMART Learning Suite Online (SLSO). Для иллюстрации и закрепления материала урока используйте упражнение «открытие подписей», в котором ученики могут потренироваться в запоминании сложных терминов, составляющих понятия или частей изучаемого объекта. 

 

Улучшайте свои уроки, используя интерактивные упражнения SMART, чтобы ученики смогли изучить концепции и продемонстрировать полученные знания. Для ответа у доски отлично подойдут игры «супер-сортировка», в игровой форме учащиеся могут проверить свои знания и получить мгновенную обратную связь. Особый интерес представляет задание «порядок», в котором вместе с учениками можно порассуждать о важных вещах. Выключите автоматическую проверку ответов для того, чтобы дать ученикам собственный ответ на спорные философские вопросы.   

  

В кадре самое главное

Добавьте видео, которое может удивить ваших учеников, заставить их задуматься или продемонстрировать процесс какого-либо явления. Разрешите детям задавать вопросы в процессе просмотра видео и делать свои прогнозы.   

 

Добавьте активность Shout it Out (кричи) для того, чтобы они могли поделиться своими мнениями поле просмотра видео. Из шаблонов Activating Prior Knowledge (активации знаний) выберите наиболее подходящий и предложите поделиться тем, что они знают по теме перед просмотром видео. Создайте опрос с открытым ответом, чтобы быстро собрать обратную связь учеников после просмотра видео.   

 

Создайте раздаточный материал для домашнего изучения и поделитесь им с учениками для того, чтобы у них была возможность просмотреть видео в спокойной обстановке.

 

Урок в своем темпе и на своем уровне сложности. 

В вашем классе есть ученики с разным темпом решения заданий урока? Зачастую приходится идти на компромисс для того, чтобы поддерживать темп занятия на одном уровне. 

Сделайте свой урок адаптивным. Подготовьте тест, определяющий уровень освоенности материала и по его результатам предложите учащимся на выбор задания для отработки темы урока. Создавайте дифференцированные задания. Позвольте самим учащимся выбрать то, что они хотели бы делать в рамках изучения темы. Для выбора активности используйте задание «переворот». 

Используйте возможность управления уроком учителем (Teacher pacing) и (student pacing) управление учеником. После объяснения основной темы урока предложите ученикам ее практически отработать, включив ряд самостоятельных заданий. Включите режим (student pacing) управление учеником, когда вы переходите к этим заданиям, чтобы ваши ученики выполняли задания в собственном темпе. После окончания времени на выполнение задания – верните управление уроком учителю и продолжите объяснение материала. 

 

SLSO является универсальным инструментом превращения статичной презентации в динамичный цифровой контент. Попробуйте организовать взаимодействие с вашими учениками через интерактивные задания и упражнения, создавая безопасную, творческую, технологическую площадку для обучения и обмена идеями.

Запуск курса "Интерактивная мастерская SMART" в новом учебном году уже сегодня!


Мы давно не виделись со своими учениками, да и они за время долгой разлуки ожидают новых впечатлений, технологичности и интерактивности на наших уроках. Это отличный повод для того, чтобы по-новому взглянуть на свои занятия и на 100% использовать все инструменты, имеющиеся в арсенале вашей интерактивной доски и ее программного обеспечения.
Мы запускаем новый цикл вебинаров «Интерактивная мастерская SMART». Начиная с 17 августа будем рассказывать о педагогических практиках и возможностях использования SMART Learning Suite на ваших уроках. 
Предстоящие встречи:
  • 17 августа — Полезный интерактив для всех. Рассмотрим необходимые инструменты для работы, возможности ПО SMART Notebook
  • 19 августа — Не можешь победить — возглавь. Поговорим о решениях SMART c поддержкой мобильных устройств
  • 21 августа — Школа в облаках. Знакомимся с SMART Learning Suite Online
  • 24 августа — Умные игры SMART. Изучим геймификацию процесса обучения как средства повышения уровня мотивации. 
  • 26 августа — Объединяя физиков и лириков. Разберем технологии STEAM и активного обучения
Присоединяйтесь — будет интерактивно и увлекательно!

 

Конкурс «Лучший образ Matatalab»

Уважаемые коллеги!

Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе «Лучший образ Matatalab»!

Проявите свои таланты, фантазию и изобретательность. Придумайте своему роботу Matata новый удивительный образ и разместите его в социальных сетях, чтобы все владельцы Matatalab смогли по достоинству оценить его.
Конкурс проводится с 12 мая по 18 июня 2020 года!

Участнику Конкурса необходимо:
1. Придумать образ для Matatalab, разработать и изготовить индивидуальный стиль вашего робота.
2. Сделать фотографию образа и разместить на своей странице в Facebook
3. Прислать на email организаторов конкурса свое ФИО, место работы и должность, тем самым подтвердив согласие на участие. Если у Вас возникнут проблемы с публикацией в социальной сети – фото нового образа Matata можно прислать на тот же email вместе с заявкой.
Email: matatalab.ru@yandex.ru
4. Подписаться на страничку Matatalab Russia в Facebook www.facebook.com/DIGISROBO/
5. И ждать подведения итогов конкурса.

Фотографии участников, размещенные на личной странице в Facebook или присланные на email matatalab.ru@yandex.ru, будут опубликованы в Facebook на странице Matatalab Russia.

Фотографии должны быть опубликованы до 18 июня 2020 года.
Победителей Конкурса будет определять жюри.
Объявление Победителей состоится 22 июня 2020 года.

Критерии оценки работы:
- Креативность
- Актуальность
- Оригинальность
Дополнительно баллы будут начисляться за описание образа и присланные инструкции по изготовлению «костюма»