Мы продолжаем рассказывать о финском образовании. Сегодня пойдет речь об особенностях организации школьного пространства и обучении с использованием феноменов. Что это такое и с чем это едят? Обо всем по порядку.
Про пространство
«Финская школа – это открытое и наполненное воздухом пространство: прозрачные стены, видимость всех переходов и этажей, почти все помещения открыты взгляду со стороны – и открыты для посещения.
Финские школьники могут взаимодействовать со школьной средой – трансформировать ее, размещать свои работы, самовыражаться при помощи рисунков, подписей, указателей, пробковых и маркерных досок».
В целом, это то пространство, где детям и учителям приятно и хочется находиться!
Про феномены
Для нас образование, основанное на изучении феноменов, – визитная карточка Финляндии, но в стране этот метод пока только апробируют в начальной школе.
Так называемое изучение феноменов (Phenomenon-based learning) предлагает школьнику построить целостную картину мира, изучая его часть – феномен. Феноменом может быть любое целостное понятие, предмет, концепт. Планета Земля, загородная усадьба, лес, муравейник. Главное – начать рассматривать и разбираться, что делает этот феномен именно таким, какие более широкие вещи находятся за ним. В финских школах концентрируются на формировании осознанного отношения ко всему происходящему вокруг.
Финские учителя не считают phenomenon-based learning уникальным методом, наоборот, подчеркивают, что он объединяет и проектный метод, и событийный подход, и артефакт-педагогику». Про финские школы пишут много, про феномено-ориентированное обучение уже тоже. Не зря в образовании прослеживается тенденция – развивать гибкие навыки: эмпатия, умение работать в команде, а все потому, что одна из главных проблем человечества сейчас – неумение договариваться. И то, что каждая научная дисциплина (или школьный предмет) описывает одно и то же явление на своем языке, усложняет ситуацию. Поэтому идеология феномено-ориентированного обучения – заново «собрать» некую общую картину мира, и не просто собрать, а расставить на ней проблемные акценты.
Живой пример от финских коллег – это описание урока, в котором 4-классники изучали Балтийское море. На географии рисовали флаги окружающих стран и кубиками на полу показывали количество жителей (1 кубик – 1 миллион), на языке бегали по школе и собирали qr-коды, на которых были записаны «Привет! Как дела? Спасибо! Пока!» балтийских народов, а еще на специально введенной химии дети получили тазики с водой, в которой на огражденной соломинками территории устраивали мини-разлив нефти, опускали туда перышко, чтобы понять, что происходит с птицами, и потом всеми способами пытались очистить поверхность воды, фиксируя свои эксперименты через фото и заметки на планшетах. Смысл дня – не просто узнать что-то про море, а понять, что, если прибрежные страны не будут договариваться, может произойти экологическая катастрофа. И весь день дети работают в группах, даже рисуя представителей балтийской фауны.
Чем же так принципиально отличается финская школа от остальных?
1. В начале обучения особое внимание уделяется формированию навыков самоконтроля. Именно эти навыки помогают финским ученикам не только планировать свою деятельность, но и чувствовать себя уверенно в любой ситуации неопределенности – от работы в постоянно изменяющихся условий до встречи с делегацией русских учителей.
2. Прежде чем начать работать с детьми, все учителя в Финляндии должны получить научную степень в университете (да, у нас тут все работает немного по-другому, конкурс в педагогические вузы в России не так высок, зачастую молодые люди поступают в пед. университет не по призванию, а просто, потому что это было проще. Вследствие, после окончания выбирают не работать по профессии). Доверие к учителю очень велико. Связь учителя с детьми тоже крепка. Учитель в Финляндии чувствует поддержку родителей, школы в которой он работает.