Финляндия впереди планеты всей!

Качественное школьное образование — далеко не первое, о чем обычно вспоминают, перечисляя достоинства Финляндии, хотя с каждым днем оно становится все более и более популярным не только в России, но и мире! В этой и последующих новостях мы расскажем об основных ее преимуществах и характерных чертах, делающих ее уникальной системой обучения. 
 
Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить средний уровень учащихся и говорить о «финском образовательном чуде». И хотя в последние годы позиции Финляндии в международных рейтингах пошатнулись, она продолжает оставаться примером для подражания. 4 главных принципа, которые привели финские школы к успеху это: доверие, свобода, профессионализм и равенство.
 
1. Доверие
Основополагающий принцип финской образовательной реформы — взаимное доверие. Учителя доверяют системе, следуя новым и, на первый взгляд, не всегда логичным методикам. Государство доверяет преподавателям: не устраивает никаких инспекций и проверок, максимально сокращает отчетность. Ученики и учителя доверяют друг другу: домашние задания и контрольные сведены к минимуму, а значит, и для всякого фаворитизма вроде любимчиков или «своего» класса места практически нет. Понятно, что своей жизнеспособностью такой подход во многом обязан общему низкому уровню коррупции в стране, но целиком списывать это на менталитет тоже неверно.

2. Свобода
В начале 90-х министерство образования полностью перестроило отношение к школьным программам. На государственном уровне регламентируются только ключевые компетенции. А как именно их преподавать и прочие детали определяются уже на местах. Учитель сам решает, как строить уроки — особенно это заметно в младших классах, где еще нет педагогов «предметников» и один учитель ведет класс несколько лет, произвольно смешивая дисциплины.
Старшеклассники обычно сами выбирают свою нагрузку: трехлетнюю программу можно как растянуть на четыре года, так и пробежать за два. В этот период можно сделать выбор в пользу академического или, наоборот, прикладного обучения. С первым проще поступить в университет, второе — дает профессию сразу по окончании школы. При этом, как правило, одно не исключает другого: если в школе есть оба направления, то никто не запрещает ходить на предметы из обоих. Вообще, вся система настроена так, чтобы обучение можно было продолжать всегда.

3. Профессионализм
Все эти доверительные отношения и свобода стали возможны благодаря тому, что с 80-х годов государство полностью переформатировало профессию преподавателя: сделало ее творческой, желанной и, что важно, хорошо оплачиваемой. Работать в школу пускают только с дипломом магистра — либо в педагогике, либо, в случае средних и старших классов, по своему предмету. Попасть в университет непросто — на преподавательские специальности конкурс превышает десять человек на место.
Подготовка педагогов чем-то напоминает интернатуру в учебном госпитале — значительное время они проводят преподавая и наблюдая, как это делают другие. Каждый такой урок заканчивается разбором полетов с другими студентами и профессором. Один из ключевых принципов — избегать монолога: для этого есть учебники. Цель учителя — воспитать привычку думать. Он задает ход самостоятельной работы, модерирует дискуссию, формирует интерактивный учебный процесс. Зачастую он находится в классе только для того, чтобы помогать отстающим.

4. Равенство
Равенство в финских школах возведено в абсолют. Отстающих подтягивают всеми силами (критики системы утверждают, что в результате школе нечего предложить одаренным ученикам). Дети с ограниченными возможностями занимаются вместе со всеми. Никаких углубленных классов, никакой сортировки на «сильные» и «слабые» группы. Питание бесплатное, и зачастую учителя, ученики и администрация едят в одном помещении.
С недавних пор родителям разрешили отправлять детей в любую школу, а не только по месту жительства, но эта опция не слишком популярна: особых различий между учебными заведениями нет, поэтому и учиться вдали от дома попросту незачем. Частных школ в стране тоже практически нет. Многие школы построены вокруг особых методик преподавания, либо делают базовым иностранный язык.

0 комментариев