Использование документ-камеры в процессе изучения иностранного языка на уроках и во внеклассной деятельности

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Необходимо создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании любого предмета, в том числе и иностранного языка.
Одним из перспективных технических средств обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом, является документ-камера.
Документ-камера – универсальный современный инструмент преподавателя. Она может выступать и в роли проектора, и сканера и даже видеокамеры. Соединённая с компьютером при помощи USB, документ-камера может выполнять роль сканера или интернет-камеры, позволяющей транслировать происходящее в классе в другие аудитории. Кроме того, все проецируемые изображения можно сохранить и продолжить работу с ними, когда сам объект отсутствует.
Документ-камера позволяет, не теряя динамики урока, в любой момент дополнить объяснение необходимыми изображениями и иллюстративными материалами. Использование данного ТСО на уроках позволяет повысить наглядность, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя.

Документ-камеры разных производителей имеют более или менее сходные функции и характеристики. Мой опыт работы связан с использованием документ-камеры SMART 330 компании SMART Technologies. Данная документ-камера интегрирована с ПО SMART Notebook и позволяет одним нажатием кнопки, прямо на уроке переносить изображения из документ-камеры на странички презентации SMART Notebook. Такая кнопка есть на самой камере и в функциях ПО SMART Notebook последних версий.
На своих уроках я часто использую документ-камеру для проверки домашнего задания, анализа контрольных работ, текущей работы на уроке со сложными грамматическими структурами или разделом словообразования, когда требуется заполнить пропуски, что-то вписать или добавить в заранее заготовленные шаблоны. Работа может быть организована как индивидуально, так и в парах или в группах. Документ-камера позволяет продемонстрировать всеми классу результаты деятельности отдельного ученика или группы, дает возможность проанализировать работу, выявить и устранить ошибки.
Одной из возможностей документ-камеры является также возможность приближения, увеличения объекта с помощью электронной лупы. Благодаря этому, можно использовать ТСО, например, в процессе выполнения дидактических игр (лото, домино, лексические карточки и т.д.) Демонстрация правил работы с такими мелкими учебными пособиями с помощью документ-камеры становится простой, наглядной и увлекательной.
Документ-камера также незаменима для демонстрации работы с бланками, например, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Бланк можно заполнить непосредственно вместе с учащимися, показывая весь процесс с помощью документ-камеры. Заполненный документ можно скопировать в презентацию Smart Notebook и сохранить, а затем открывать по мере необходимости.

Я часто использую документ-камеру в ходе проектной деятельности, как на начальном этапе, так и на этапах выполнения проекта и демонстрации работы отдельного ученика или группы. Работа над проектом интересна для учащихся сама по себе, но документ-камера, особенно в сочетании с интерактивной доской позволяет сделать этот процесс еще более живым, ярким и увлекательным. Любая детская работа – рисунок, мини-сочинение, принесенный предмет, фото или написанный отзыв, заполненная анкета может быть тут же продемонстрирована всему классу и стать частью общего проекта.
Например, мои учащиеся 5х классов работали над проектом «My home page» (Моя домашняя страничка), результатом которого было оформление небольшого альбома о себе, своей семье и хобби. На зачетном уроке проводилась презентация работ учащихся, во время которой школьники с помощью документ-камеры демонстрировали свои работы.
Интересный опыт использования документ-камеры я и мои учащиеся приобрели летом 2014г. в ходе работы над проектом по созданию мультфильма во время работы профильной смены ИКТ-отряда SMART Masters в летнем школьном оздоровительном лагере.
Учащиеся для начала выбрали тему мультфильма и написали сценарий. Затем были подготовлены герои (ими стали пластмассовые пони из коллекций участниц профильного отряда) и декорации. Отдельная группа учеников взяла на себя изготовление фонов для съемки.
После этого, с помощью документ-камеры были отсняты отдельные кадры мультфильма. Кадры автоматически сохранялись в программу SMART Notebook, откуда в формате jpg были перенесены в специальную программу для монтажа и обработки видео.
Звук записывался отдельно. На этот раз режиссеры и операторы на один день превратились в актеров и записывали диалоги своих маленьких героев, а затем накладывали аудиозапись на уже имеющуюся ленту в программе видео редактора.
Так появился мультфильм «Приключения в Понивиле».


И пусть это был первый опыт работы ребят, и не все складывалось гладко, но в целом впечатления от работы у всех были положительные. Учащиеся выразили желание продолжить в следующем году работу над мультфильмами с помощью документ-камеры, попробовать снять мультфильм с пластилиновыми персонажами, которых они решили собственноручно сделать.
Подводя итоги, хочется отметить, что, на мой взгляд, применение документ-камеры на уроках английского языка и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс преподавания более живым, наглядным и тем самым более эффективным, а также способствует установлению обратной связи между учениками и учителем и, как следствие, повышению мотивации учащихся. У учителя появляется дополнительная возможность гибко реагировать на ситуацию на уроке, вносить элемент творчества и интерактивности. А кроме того, это устройство предельно просто в использовании и существенно помогает экономить время учителя при подготовке к уроку.
Словом, можно сказать, что документ-камера в сочетании с интерактивной доской становится многофункциональным инструментом в руках учителя, источником вдохновения и совместных открытий с учащимися.

Похожие записи

0 комментариев