К Доске! Про полезный интерактив | Всё для Образования инфо - №2 (11)/2014

Михаил Гололобов, образовательный консультант SMART
В современной школе интерактивной доской уже мало кого удивишь. И хоть оснащение образовательных учреждений в целом по стране еще далеко до образцового, но уже заметно, как с каждым годом этот тренд все прочнее и прочнее входит в будни российского учителя и ученика. Чем масштабнее становится внедрение современных технологий в школу, тем острее становится вопрос их правильного и грамотного использования, ведь доска – это просто пластик с парой датчиков. В конечном итоге все зависит от учителя, его мотивации и педагогических навыков.
Здесь нелишним будет обратиться к понятийному аппарату: интерактивностью принято считать такой принцип организации системы, при котором цель и задачи достигаются за счет информационного обмена между пользователем и элементами этой системы. Проще говоря, краеугольный камень интерактивной системы не только в воз-действии на нее учителя и ученика – как аналоговом, т.е. прямом физическом, так и цифровом, через подключенный к ней компьютер, но и во взаимодействии с ней, в получении от нее какого-либо отклика, результата этого действия. А это означает, что ситуации, в которой мощная и универсальная доска используется просто в качестве поверхности для отображения невнятных слайдов (как правило, состоящих из целых полотен мелкого трудночитаемого текста и пары-тройки кривеньких картинок), не являются примером правильного и рационального использования потенциала этого инструмента, приравнивая ее к обычным меловым или маркерным собратьям. Именно в создании уроков, рассчитанных на осознанное, а не простое механическое воздействие, и кроется главный секрет использования интерактивных решений. Программа для создания интерактивных уроков SMART Notebook, идущая в комплекте с каждой доской SMART, отлично помогает решить эту задачу: набор инструментов и функций, доступных ее пользователю, позволяет легко достигнуть поставленной цели разными способами. Но, как и любым программным обеспечением, SMART Notebook надо научиться пользоваться.
Как-то в моей практике произошел почти анекдотический случай, когда в ходе открытого урока один из «продвинутых» учителей подошел к интерактивной доске только один-единственный раз, и то только чтобы просто поменять бумажную таблицу, прикрепленную к ней при помощи самых обычных магнитов…
Раз доски интерактивные, то и уроки должны быть рассчитанными на непосредственное взаимодействие учителя и учащихся как друг с другом, так и, понятное дело, с доской. Причем стоит различать разные уровни интерактивности. За каждым взаимодействием должна стоять необходимость решить какую-то задачу. Слои в среде SMART NotebookВ SMART Notebook есть интересная возможность расположить объекты в разных слоях. На рисунке хорошо видно, что сердце находится за звездой, но перед квадратом. Это позволяет реализовать очень полезный функционал: в SMART Notebook один объект можно прятать за другим. Самый простой пример использования этой особенности – ответ на вопрос, закрытый до поры каким-либо объектом. Такой прием среди пользователей SMART Notebook получил название «скрыть-показать». Он будет полезен абсолютно вне зависимости от преподаваемого предмета, т.к. его механика универсальна. Проще говоря, «скрыть-показать» можно использовать для того, чтобы расположить, например, дополнительный материал о фактах из жизни какого-либо писателя в рамках урока по литературе, или, скажем, комментарий к домашнему заданию по химии, который содержит в себе перечень каналов на YouTube, занимающихся проведением интересных опытов. Прием скрыть-показать в среде SMART NotebookПрием скрыть-показать в среде SMART NotebookПреимущества этого приема состоят в несложности воспроизведения самой механики «скрыть-показать», ­­а также в том, что учитель сам выбирает конкретный момент в ходе урока, когда эта информация наиболее необходима и ее можно открыть на всеобщее обозрение (мы же еще не забыли про основной принцип интерактивности?)
Не стоит забывать также о такой мелочи, как подбор объекта, который закрывает собой скрытую информацию. Ведь это может быть одним из дополнительных способов воздействия на когнитивный процесс, если этот объект – не простой прямоугольник или кружочек, а предмет, тематически связанный с контекстом урока.
Таких хитростей в SMART Notebook действительно много, но в рамках статьи сложно раскрыть и объяснить даже их малую часть. Именно поэтому важно не только приобрести оборудование и бодро отрапортовать об этом окружающим, но и научиться им пользоваться, повысить свою квалификацию до того уровня, когда оно будет приносить реальные плоды и результаты. Как показывает практика, своеобразный «вау»-эффект и радость от простого факта наличия интерактивной доски в классе и у учителя, и у учащегося проходит довольно быстро. Очень важно – и тут было бы здорово воспользоваться инерцией этого самого эффекта – показать ученикам, что уроки стали действительно интерактивными, а материал теперь «живой» и с ним можно по-настоящему взаимодействовать. Какие же способы повышения квалификации доступны учителю? Их несколько. Во-первых, очное прохождение курса обучения работе со SMART Notebook, которые читаем мы – образовательные консультанты с обязательным реальным опытом работы в школе. Это, конечно, самый предпочтительный вариант. Если же нет возможности оторваться от учебного процесса – есть курс обучающих видео, которые в доступной форме объясняют основные принципы работы этой программы. Кроме того, SMART проводит ежемесячные вебинары, в рамках которого опытные пользователи SMART Notebook делятся своими идеями и способами их реализации. И вас всегда рады видеть на нашем форуме, где можно задать любой вопрос и получить оперативный ответ. В конце стоит отметить, что в ходе своей работы я очень часто объясняю людям, особенно учителям, новую концепцию образования, показываю, как можно использовать интерактивные решения в их реальной повседневной работе, а также инструктирую как с технической, так и с педагогической точки зрения, как и когда использовать новые инструменты преподавания. Иногда мне приходится избавлять своих «учеников» от страха перед новыми технологиями и объяснять, как преобразовать их способы обучения, как использовать их огромный педагогический опыт в рамках новой образовательной концепции. С другой стороны, очень важно объяснить и то, что учитель не должен полностью полагаться только на технологии: даже в современном ускоренном и компьютеризированном мире цена конкретных фундаментальных знаний неизменно высока.

4 комментария

Guinaz
Я  считаю чтобы смарт  технологии были  во всех  детских  садах, удобно, красочно, детям  интересно всегда все  новое  и необычное. 
frolova
Спасибо огромное! Большая просьба указать ссылки на сайты поддержки Ваших интерактивных досок, а также на сайты, которые на Ваш взгляд будут полезны для педагогов
Evgeniy

Сайты поддержки:
  — техподдержка, консультация и сервисный центр www.digis.ru/distribution/partners/service/detail/smart

— русскоязычный сайт производителя www.smarttech.ru

Комментарий отредактирован 2017-01-20 16:01:07 пользователем Evgeniy
Aisik
Определенно это доска уникальная! И очень нужная в наше время! Дети будут всегда с огромным желанием посещать занятия, как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах.Думаю, что в скором времени в каждом саду будут подобные доски!