«Детям о космосе»: интерактивное занятие SMART Table

Сегодня, благодаря программе модернизации российского образования, интерактивное оборудование постепенно становится частью предметно-развивающей среды.

Мы только начинаем открывать для себя преимущества использования новых технологий, и тем не менее:

— возможность продемонстрировать воспитанникам большинство ранее недоступных «здесь и сейчас» предметов и явлений, будь то ледоход, гроза, морской прибой или окукливание гусеницы;

— создание удивительной ситуации взаимодействия и взаимопонимания, когда каждый ребенок становится частью команды;

— и конечно, неиссякаемый, постоянно возрастающий интерес детей являются поводом если не принять, то, по крайней мере, познакомиться с интерактивным чудом, имя которому – SMART.

Итак, SMART Table.

Сенсорный стол, чья поверхность поддерживает до 40 прикосновений одновременно.

Достаточно высокий – рядом свободно размещается детское инвалидное кресло, устойчивый и антивандальный – даже несколько гиперактивных малышей не смогут его перевернуть или сломать.

Есть разъемы для подключения дополнительных средств – например, звукоусиливающих наушников.

Но самое главное – это программное обеспечение. Скачав и установив программу SMART Table на свой компьютер, педагог может создавать собственный интерактивные занятия с учетом индивидуальных особенностей и потенциала группы.

Ниже мы приводим конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи среди старших дошкольников с диагнозами «ОНР», «ЗПР» («ОНР» — общее недоразвитие речи; «ЗПР» — задержка психического развития).

Тема: «Детям о космосе».

Цель:содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством обогащения детей яркими, разносторонними представлениями о космосе и планетах солнечной системы.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.

Задачи:систематизировать и закреплять знания детей о космосе и планетах солнечной системы; способствовать обогащению и применению знаний в собственной деятельности; развивать функции наглядно-образного и словесно-логического мышления; учить анализировать и делать выводы; формировать элементы произвольного внимания; совершенствовать слуховое восприятие; развивать слуховую память; учить использованию мнемо-приемов; развивать речевую функцию (расширять и активизировать словарь; совершенствовать грамматический строй речи; формировать элементарные навыки произвольности; воспитывать умение слушать педагога и других детей, работать в команде.

Оборудование: интерактивный стол, пакет заданий, разработанных в программе Smart Table.

Предварительная работа: беседа о космосе и планетах солнечной системы, выборочное чтение книг и энциклопедий соответствующей тематики, рассматривание иллюстраций (серия «Детям о космосе»).

Содержание образовательной деятельности.

Педагог приветствует детей и предлагает им занять свои места вокруг интерактивного стола.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о космосе, звездах и планетах солнечной системы.

Вечером в безоблачную погоду на небе можно увидеть множество звезд. Кажется, что звезды очень маленькие, — протяни руку, и звезда поместится на ладони. На самом деле это не так. Просто звезды находятся далеко-далеко от земли.

В давние времена люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу.
Такие звезды назвали планетами: от слова «planetes» — блуждающие.

Планеты ближе к нам, чем другие звезды, а еще планеты, как и наша Земля, вращаются вокруг Солнца.



1. Приложение №1 «Медиа» («Media»).

Ребенок: обогатит словарный запас, запомнит последовательность расположения планет в солнечной системе.





Педагог читает текст о планетах солнечной системы. Дети могут перемещать, увеличивать или уменьшать изображения планет, а нажав на картинку, — услышать их «голос»: «биение Солнца», «песню Земли», «грохот колец Сатурна» … (здесь используются записи космических кораблей NASA: электромагнитные волны и другие излучения, преобразованные в звук).

— Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Меркурий так горяч, что вся вода превращается в пар. Венера кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Она видна рано-рано утром. Если на ночном небе ты увидишь красноватую звездочку, которая как бы подмигивает тебе, то знай — это планета Марс, ближайший сосед Земли. На Марсе очень мало кислорода, а углекислого газа очень много! На Марсе самые высокие горы. Юпитер — самая большая планета в Солнечной системе. Вся планета почти целиком состоит из сгустившихся газов. У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников и много лун. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из больших и маленьких камней и космической пыли. Планета Плутон так далека, что один ее оборот вокруг Солнца длится целых двести пятьдесят земных лет.

Вместе с педагогом дошкольники проговаривают считалку, текст которой поможет запомнить названия планет в порядке их удаления от Солнца.

Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не верит, — выйди вон.

Если среди участников занятия нет гиперактивного малыша, педагог может использовать аудио-файл: текст указанной считалки в сочетании с ритмичной музыкой. В приложении он обозначен ноткой.

2. Приложение №2. «Горячие точки» («Hot Spots»).

Ребенок: отработает навык чтения; в самостоятельной деятельности сможет применить знания о порядке расположения планет в солнечной системе.

Ориентиром служат характерные особенности или положение планеты в пространстве.

Как правило, дошкольники с легкостью определяют Землю, Сатурн, Марс; Меркурий – первую, и Плутон – самую дальнюю планету относительно Солнца.

Задание не только закрепляет знание детей о структуре солнечной системы, но и дает представление о сравнительной величине планет.





3. Приложение №3 «Горячие области» («Hot Spaces»).

Ребенок: узнает новые слова, учится употреблять имена существительные в винительном падеже, согласовывать имена прилагательные с существительным. Игра способствует развитию мышления.



Педагог обращает внимание детей на предметные картинки, уточняя значение двух-трех малознакомых слов.

— Если считать «маленькую» карликовую планету Плутон, вокруг Солнца вращаются девять блуждающих звезд – планет.

Некоторые люди пытались считать и другие – далекие звезды. Раньше их называли звездочетами, теперь говорят: астроном, астрономы.

Для наблюдения за звездами звездочеты использовали подзорную трубу. Сегодня астрономы смотрят на небо в телескоп.

А что видишь ты, Егор?

Ты, Алина?

Давайте послушаем, что увидел Максим.

Дети перечисляют названия предметов, изображенных на экране: «Я вижу Солнце», «Я вижу Землю», «Я вижу звездочета», «Я вижу космонавта», «Я вижу спутник». И т.д.

— Хорошо. Чтобы начать игру, разделим карточки. Выберите картинку, которая особенно нравится вам. Попробуйте подобрать к ней подходящее слово: мой, моя, мое или мои. Это моя Земля. Это мое Солнце.

А теперь отгадайте, где должна находиться карточка? На какой вопрос она отвечает: «Кто» или «Что»?

Кто? Звездочет. Что? Земля.

На этом этапе дошкольники по очереди распределяют карточки между двух областей, то есть, выполняют классификацию по принципу «живой – неживой», «одушевленный – неодушевленный».

Большинство детей стремятся наделить «живыми» чертами Землю, Солнце и звезды.

Smart Table позволяет ненавязчиво подвести малыша к необходимости логического умозаключения: область подсвечивается и вращается (правильный ответ) или остается темной (ошибка).

4. Приложение №4. «Называй и считай» («Addition Plus»).

Ребенок: учится согласовывать прилагательные с существительным, числительные с существительным.





— А теперь посчитаем – как настоящие звездочеты.

Один смелый космонавт.
Два смелых космонавта.

Пять смелых космонавтов.

(Смелый космонавт, русский спутник, яркая звезда, космическая ракета, далекая планета, яркая комета).

Программа настроена таким образом, что ребенок, выполняющий счет, работает с единицами. Если на экране изображено два космонавта, верным будет ответ «1+1», если пять ракет – «1+1+1+1+1».

Единицей измерения является кирпичик, который ребенок должен перенести за пределы светлой рамки.

Удобно располагать кирпичики непосредственно на изображении.

Так как педагог традиционно отмечает и исправляет грамматические ошибки, не сбиться со счета поможет фиксация элементов: компьютер учитывает и отображает число кирпичиков, находящихся вне рамки.



5. Приложение №5 «Рисование» («Paint»).

Развивает мелкую моторику, творческие способности, воображение. Позволяет организовать совместную деятельность, сплотив коллектив.
Поскольку дети свободны в выборе положения, является аналогом физкультминутки.




— Не все звезды одинаковы по цвету. Бывают голубые, белые, желтые, красные звезды. Цвет зависит от того, как сильно раскален газ, из которого состоит звезда. Самые горячие звезды светят голубым светом. Те, что немного холоднее – белым, еще холоднее – желтым и красным.

Отчетливо видеть звезды с Земли мешает воздух. В воздухе постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, звезды не видны совсем.

И только в космосе, где нет воздуха и облаков, можно наблюдать звезды без всяких помех!

Вот почему люди так стремились – и стремятся — в космос.

12 апреля 1969 года впервые в истории человечества Юрий Алексеевич Гагарин совершил космический полет на корабле «Восток». Корабль сделал один оборот вокруг Земли и через 100 минут приземлился.

Я хочу, чтобы вы нарисовали картину «Первый полет человека в космос».

Старайтесь работать дружно и слаженно. Не забывайте спрашивать мнение своих товарищей. Учитесь договариваться.

Сенсорная поверхность стола реагирует на прикосновение, поэтому дети рисуют пальцами.

Цвет выбирается из палитры оттенков, представленных в углу.

Длительное удержание прижатого к поверхности пальчик или кулачка включает инструмент «ластик».

В настоящем занятии используется заготовка: планета Земля на черном фоне.







6. Приложение №6 «Множество ответов» («Multiple Choice»).

Позволяет оценить, насколько эффективно усвоен материал, уточнить наиболее сложные моменты.



Дети отвечают на вопросы, перенося карточку с правильным вариантом в центр экрана.

Какая планета самая большая?

Какая карликовая планета самая далекая?

Какая планета имеет самые заметные кольца?

Назови планету красного цвета.

Какую планету называют утренней звездой?

Количество карточек с верным ответом идентично количеству воспитанников.

Если все участники команды ответили верно, звучат аплодисменты и появляется следующий вопрос. В противном случае карточки занимают исходное положение.

Здесь аплодисменты поддерживают уверенность ребенка в себе, собственных силах и знаниях. Итог занятия подводит педагог.

Список литературы:
Афонина Н. Детям о космосе: интерактивное занятие SMART Table" // Дошкольное воспитание. 2016. №2. С. 44 — 48.


P.S. Контент публикации представлен в разделе «Уроки».

0 комментариев