Есть ли место особенному ребенку в обычном классе (группе детского сада)?

Одно из важнейших условий успешной инклюзии — готовность отдельных лиц (педагогов, детей, родителей) и общества в целом к сосуществованию и взаимодействию с дошкольниками и школьниками с ограниченными возможностями здоровья.  На Ваш взгляд, оправдано ли присутствие особенного ребенка в массовом классе (группе детского сада)? Почему?

1 комментарий

natalyaafoninaTula

Подробнее о каждом из вариантов...

1) Обучение в массовом классе трудно в первую очередь для самих особенных детей: дети могут столкнуться с неприятием коллектива, ситуацией учебного «неуспеха», что отрицательно скажется на формировании личности и самооценке ребенка, его желании посещать образовательное учреждение в будущем.

Пример: Кристель Манске, доктор педагогики, психологии и философии, руководитель института развития функциональных систем мозга (Гамбург), описывает учебный опыт Карин, ребенка с синдромом Дауна, как войну между девочкой и школьной реальностью: настоящий «живчик», которая до школы знала все буквы и писала небольшие тексты, после полугодия пребывания в школе «либо разучилась все это делать, либо не имела больше сил для выражения своих способностей». «Ты что, не видишь, что я умерла?», — сказал ребенок.

2) Присутствие особенных детей в общеобразовательном классе (группе детского сада) – дополнительная нагрузка на педагога. Учителю очень сложно уделить внимание одному ребенку, когда в классе еще 20-30 человек. В итоге выходит, что никто не получает качественного образования.

 Пример: «Мой знакомый учитель рассказывал, что занимался с классом, где учился такой ребенок. Мальчик залезал под парту и все 45 минут урока мяукал. Учителю сложно удержать внимание детей на себе, плюс еще и этому ребенку нужно уделить больше внимания, объяснить ему тему. Педагогам тяжело», — отметил Дмитрий Кудинов, депутат саратовской городской Думы.

3) Обучение особенных детей в общеобразовательной школе (дошкольной организации) – шанс на успешную социализацию в обществе: если в массовом образовательном учреждении создать механизмы защиты для детей с ОВЗ и разработать адекватные учебные программы, соответствующие их способностям, дети будут самостоятельно справляться со своими проблемами и смогут открыть такие перспективы для своего развития, которые даже трудно предположить.

Примеры: Пабло Пинеда, преподаватель, имеющий синдром Дауна, успешно закончил школу и получил высшее образование. И в школе, и в вузе он обучался по специальной программе.

История Юли, ребенка с аутизмом, описана в книге «Каждый ребенок – особенный»: «Недавно я была у Юли в школе. Она ходит во второй класс и справляется со всеми требованиями, которые предъявляют обычным детям. Первую контрольную по биологии Юля написала на отлично. Она была единственным ребенком в классе, который знал, что коричневый круг в цветке подсолнуха образуется тычинками. Юля писала диктанты, используя пластиковые буквы и магнитную доску. Затем она сама или ее учительница переносили текст в тетрадь и за него выставлялась оценка. Учительница и родители решили, что Юля обязательно должна закончить школу и получить аттестат».

4) Особенные дети должны обучаться в специальных школах (коррекционных классах) и детских садах: эти образовательные организации позволяют ребенку с ОВЗ найти психологические, культурные, духовные среды, с которыми он мог бы позитивно соотнестись. Среди ребят, близких по уровню развития, ребенок не задает вопросов «Почему я не могу рисовать?», «Почему я не умею прыгать на одной ноге?», «Я – плохой?». Он спокоен, сохраняет основы жизненного мира и хочет учиться. Коррекционные педагоги получили образование, необходимое для того, чтобы проводить с этими детьми адекватные занятия, соответствующие их возможностям.

Пример: «Присущая советскому государству идея всеобщего равенства, максимального сглаживания различий между людьми проявилась в системе специального образования в виде стремления “приблизить” аномальных детей к нормально развивающимся, одним из следствий которого стала ориентация системы на уровень образования нормально развивающихся школьников. Детям с отклонениями в развитии предлагалось осваивать, хотя и в другие сроки, и с помощью специальны[ методов, но общеобразовательный стандарт (ценз), предназначенный для нормально развивающихся детей. Усилия исследователей долгие годы были направлены на решение уникальной задачи — разработку путей получения аномальными детьми цензового образования, сначала в объеме начальной школы, а затем — в объеме неполного и полного (для ряда категорий детей) среднего образования. Цензовое специальное образование стало крупным достижением отечественной системы и дефектологической науки», — считает Маргарита Реут, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института развития образования Республики Татарстан (должность на момент записи видеолекции).

5) Ваш вариант...

Комментарий отредактирован 2016-08-24 20:03:10 пользователем natalyaafoninaTula