Обзор статьи: Система оценки качества образования как эффективный метод контроля знаний учащихся.

Читать в «Учительская газета — Москва»

В «УГ Москва», №32 от 9 августа 2016 года вышла моя статья с предложением для школ по внедрению внутринней системы оценки качества повышающей объективность школьной оотметки. Хочу привести некоторые тезисы из этой статьи.
Каждая образовательная организация стремится к повышению объективности внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и судить о ее успешности в школах можно на основе независимых диагностик и итоговой государственной аттестации. Традиционная система оценки знаний, включает в себя измерение качества знаний (КЗ) и уровня успешности классов и школы в целом, измерение средней степени обученности учащихся (СОУ) классов, подсчет резерва «хорошистов» и «отличников». В то время как образовательные организации, входящие в рейтинги лучших школ, в большинстве своем, используют другие критерии. Они отказались от измерения «средней температуры по больнице», то есть не проводят измерений КЗ и СОУ 3-4 раза в год, у них нет единых аттестационных периодов для всех предметов, нет понятия резерв «хорошистов и отличников», они измеряют индивидуальные достижения каждого обучающегося с использованием контролируемых элементов содержания (КЭСов), и применяют различные шкалы системы оценивания знаний на равне с традиционной пятибалльной системой.

Генератор ребусов: современный помощник учителя-логопеда

Ребус  — (от лат. rebus  — при помощи вещей: «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей») – это загадка в рисунке, искусное сочетание картинки с буквами и другими знаками.

С 1582 года, то есть с момента, когда во Франции вышел первый печатный сборник ребусов, техника составления и расшифровки этих головоломок обогатилась множеством приемов.

Вот несколько правил, с которыми нужно познакомить детей дошкольного возраста:

1. Чаще всего ребус читается слева направо: лимон + А + Д = лимонад.
 

2. Изображенные предметы называются в именительном падеже в единственном — если нарисован один предмет — или множественном — когда предметов несколько — числе: коза, козы.
 

3. У картинки в ребусе может быть несколько «имен»: цветок, мак.
 

4. Если предмет на рисунке перевернут, то и его название читают наоборот (справа налево):
нос – сон.
 

5. Запятые в ребусе означают, что из названия картинки нужно исключить столько букв, сколько стоит запятых. Запятые перед картинкой – убираем буквы в начале слова, после картинки – в конце:
сумка – с = умка (герой мультфильма), волк – к = вол.
 

6. Если рядом с рисунком изображена зачеркнутая буква (или несколько букв – слог), исключаем их из названия предмета: бабочка – ба = бочка.
 

Зачеркнутая цифра подсказывает, какую по счету букву нужно убрать: слон – л = сон.
 

Видишь знак равенства? Замени букву или слог на следующий за ним:
топор – р + л + ь = тополь, стул – у + о = стол.

Тоже самое следует сделать, если рядом с зачеркнутой буквой изображена другая: орел – р + с = осел.
 

7. Если возле рисунка изображены цифры, буквы из его названия нужно читать в указанном порядке: гроза – розга.
 

8. Необычное изображение букв или других элементов – повод задуматься и поискать подходящий предлог: Б сделана «из» Е – Бизе (фр. композитор); «за» Я спряталась Ц – заяц;
Д (меньшая буква) стоит «у» Б – дуб; и т.п.
 

Конечно, существуют и другие требования, но в большинстве случаев дошкольникам хватает указанных выше. С совсем «экзотическими» (чтением сверху вниз, использованием слова «пара» при наличии двух одинаковых элементов и т.д.) наиболее успевающих ребят можно познакомить позже.

Следует отметить, что ребус, как и любая логическая игра, черезвычайно полезен для развития высших психических функций.Решая ребус, ребенок тренирует внимание, совершенствует мыслительные процессы, знакомится с элементами фонетического анализа слов. Ребус является хорошей пропедевтикой дизорфографии, то есть нарушений письменной речи у будущего школьника.

К сожалению, сделать ребус естественной и регулярной частью занятия не так легко.Большинство логопедов используют тематическое планирование работы, когда цикл занятий посвящен одной лексической теме: «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и т.д. – это эффективно и соответствует последним требованиям ФГОС ДО. А вот найти ребус, иллюстрирующий тему недели, удается не всегда: запрос и просмотр вариантов в Интернете отнимает много времени; редкие слова, например, названия комнатных растений, грибов, явления природы оказываются не зашифрованы вовсе.

Конечно, можно самостоятельно составить ребус (изобразить загадку способен любой графический редактор, в том числе Paint), но это серьезные времязатраты: даже если вы с легкостью анализируете и шифруете слово, только на подбор картинного материала могут уйти часы. Именно поэтому вне всякого сомнения полезная игра-загадка применяется специалистами эпизодически и ее дидактический потенциал оказывается реализован не всегда…

Изменить ситуацию способен генератор ребусов – очень простой в использовании он-лайн ресурс.

Сервис русскоязычный. Перейдите по адресу: www.rebus1.com. В разделе «Генератор ребусов» достаточно ввести любое слово, и программа моментально выдаст подходящий вариант: на русском, английском или украинском языке.
  

Уровень сложности выбирается здесь же: «стандартный ребус» или «ребус для детей».
 

Кстати, для некоторых слов доступно несколько видов шифровки: просмотрите их, нажав на кнопку «другой вариант ребуса».
 

Вы с легкостью скачаете или распечатаете созданный ребус (клавиша «Prt Scm» и вставка в текстовый или графический редактор – «Ctrl+ V»), при желании – поделитесь идеей в социальных сетях.
 

Кроме собственно генератора ребусов сайт облает большим количеством готовых загадок. Порекомендуйте раздел «Все ребусы для детей» родителям дошкольника: десятки загадок демонстрируются по одной, слишком сложный ребус можно пропустить (кнопка «следующий ребус»), ответ – проверить (кнопка «разгадка»).
 

Искренне желаю коллегам вдохновения в работе и новых идей:

 

Мастер-класс "SMART Table: авторские дидактические игры..."

18 фото
Практическая часть. SMART Table в практике детского специалиста
image
18 декабря 2015 года на базе МБДОУ №22 прошел мастер-класс в рамках работы городского методического объединения учителей-логопедов г. Тулы и Тульской области.
Мероприятие позволило расширить и углубить представления специалистов о интерактивной дидактической игре. 
Информационная и организационная поддержка — МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования города Тулы».
Ведущая мастер-класса — учитель-логопед Афонина Н.Ю. 

Мастер-класс "Цифровые технологии в ДОО. Практика работы с интерактивным оборудованием SMART Table"

12 фото
Теоретическая часть. "Условия успешного внедрения интерактивных средств"
image
27 ноября 2015 года на базе МБДОУ №22 состоялся мастер-класс в рамках работы региональной ассоциации учителей-логопедов г. Тулы и Тульской области. 
В ходе мастер-класса были рассмотрены методы, принципы и условия организации педагогического процесса с SMART Table, представлена выставка современных дидактических средств. 
Информационная поддержка и организация мастер-класса — ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
Ведущая мастер-класса — учитель-логопед МБДОУ №22 Афонина Н.Ю.

 

Работа с 3D-объектами

В программе SMART Notebook встроена поддержка работы с 3D-объектами различных форматов. Вы можете импортировать 3D-объекты из форматов .dae, .fbx, .obj, .skp.  
Так вы можете, например, скачать готовые трехмерные модели с портала Trimble 3D Warehouse, ссылка на который есть во вкладке Галерея SMART Notebook или на портале SMART Exchange.

Также вы можете создавать модели самостоятельно в бесплатном программном обеспечении SketchUp, формат которого поддерживается в SMART Notebook без конвертации. В сети Интернет есть огромное количество обучающих видеороликов по работе с этой программой. Интерфейс достаточно прост, вы и ваши ученики сможете без труда разобраться в принципах работы с ней.

После добавления трехмерного объекта на страницу SMART Notebook вы можете добавлять к нему метки. Для этого нажмите правой кнопкой мыши на той части 3D-объекта, к которой вы хотите добавить метку и из выпадающего меню выберите пункт «Добавить метку». Дважды кликните в окне метки, чтобы редактировать надпись. Вы можете временно скрыть метку, нажав на основание метки, расположенное на объекте. Метка скроется, снова нажмите на нее, чтобы отобразить.

Также вы можете поместить объект в «волшебную шляпу», а затем проведя с учащимися игру на угадывание скрытого объекта, открыть его, когда они верно догадаются по свойствам, о чем идет речь. Для этого в выпадающем меню трехмерного объекта выберите пункт Скрыть — Скрыто.


 

Надстройка SMART Blocks

Надстройка SMART Blocks предназначена для создания интерактивных упражнений для уроков математики на базовые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление арифметического квадратного корня и определение арифметической операции). SMART Blocks может работать не только с числами, но и с объектами, а также с рукописными примечаниями.

Дополнительные возможности при работе с фигурами в SMART Notebook

Помимо хорошо знакомых инструментов построения фигур и правильных многоугольников, теперь в стандартный функционал SMARTNotebookдобавились функции, ранее доступные только пользователям пакета SMARTMathTools. О них и пойдет речь в этой публикации.

Измерительные инструменты SMART

В программном обеспечении SMART Notebook есть набор из четырех измерительных инструментов : линейка, транспортир, чертежный треугольник и циркуль. Вы можете использовать их в качестве инструментов измерения, демонстрации и выполнения построений. Рассмотрим каждый инструмент в отдельности.