Эмоциональное выгорание. Как остаться эффективным и сочетать работу и личную жизнь?

В мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Его определяют как «чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности».

Что такое выгорание? 

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать.

Причины выгорания

Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это установки, модели поведения, черты характера и убеждения, которыми человек руководствуется в своих решениях. Внешние условия могут повлиять, когда у человека уже есть внутренние предпосылки для выгорания.

Внешние факторы:

  1. Среда: большие нагрузки, напряженная работа
  2. Не реализованные зарплатные ожидания
  3. Не реалистичные сроки и отвлекающие факторы
  4. Не интересная работа 
  5. Конфликты в коллективе и нездоровая атмосфера 

Внутренние факторы:

  1. Гиперответственность: «я должен сделать правильно, вовремя, идеально»
  2. Давление авторитета: престижное место работы, ответственность перед рекомендателем
  3. Убеждения: «я должен много работать», «отдохнем на пенсии», «если я буду мало работать, у меня не будет денег, я погибну от голода и нищеты»
  4. Ощущение, что работа это сверхценность, она всегда на первом месте
  5. Страх подвести 

 

Стадии выгорания

1. Одержимость:  Захваченность работой, задор, завал работой. Все получается, вы все время думаете о работе. Неспособность отключиться и отвлечься от работы; 

2.Усталость. Хронический стресс. Раздражительность. Усталость. Пренебрежение потребностями: беспорядочный сон, нарушение питания, недостаток общения. Тревога, страхи о будущем. Нетерпимость к коллегам, цинизм к работе, агрессия;

3. Обратимое истощение. Сокращение активности и социальных взаимодействий, потребность избавиться от стресса, часто с помощью переедания или алкоголя. Ухудшение зрения, ухудшение когнитивных функций;

4. Необратимое истощение. Профессиональная деформация, ощущение бессмысленности работы, ненависть к работе, сотрудникам, ученикам. Вы ощущаете себя мрачным нелюдимом.  Ухудшение жизни во всех сферах.

 

С чего стоит начинать работу с выгоранием? 

Надо сказать, что не существует единого способа выйти из выгорания. Но первый шаг — это остановиться и разобраться, что происходит.

Обычно люди сразу хватаются за какие-то решения, которые кажутся подходящими: медитация, отпуск, йога. Да, это прекрасные способы, но они могут быть не результативны в конкретной ситуации.

Очень важно провести ревизию:

  • своей среды;
  • своего отношения — что вы от себя ждете;
  • своих ресурсов;
  • неэффективных стратегий поведения 

Только после того, как вы определите эти 4 вещи, можно начинать решать проблему: самостоятельно, читая книги или обращаясь за помощью к психотерапевту. После этого вы сможете составить эффективный план. 

Что делать дальше, чтобы уменьшить вероятность выгорания?

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже рекомендации подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения
Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Зачастую нам становится не комфортно не только от скорости жизни, но и от беспорядка в ней. Очистите рабочую почту и галерею в телефоне, разгрузите гардероб.

Планирование дня 
Наличие хаоса и непредсказуемость повседневной работы могут способствовать повышению тревожности. Обилие информации уменьшает концентрацию и увеличивает утомляемость в течении дня. Небольшой лист задач на день поможет вам распределить нагрузку и сделать процесс работы более структурированным. 

Отказывайтесь от переработок
В здоровых отношениях с работой отказы — это абсолютно нормально. Вы вправе не брать на себя дополнительные задачи, не работать сверхурочно, не приходить на все встречи, не участвовать во всех проектах. 

Не читайте рабочие чаты в нерабочее время. Желание быть онлайн 24/7 — первый звоночек выгорания. Закрывайте ноутбук и вырубайте все приложения в конце рабочего дня и ни в коем случае не чувствуйте вину за это — отдыхать нужно всем.

Новые впечатления. Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для работы, но и для любимых занятий. 

Забота о себе. Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Приучите себя засыпать и просыпаться в одно время. Сон — мощнейший инструмент, который позволяет полностью перезагрузить мозг. 

 

Где найти мотивацию вообще хоть что-то начать делать?

Зачастую у человека, страдающего выгоранием, может не хватать сил на то, чтобы начать работу по преодолению данного недуга. Поэтому здесь важны две опорные точки:

  • Помощь других людей. Она может быть очень конкретная: попросить кого-то купить вам продукты, прийти к вам гости, приготовить ужин. Опираться на других людей — одна из важнейших стратегией ситуации с выгоранием;
  • Принцип маленьких шагов. Когда вы делаете самое незначительное, но доступное для вас действие. И каждый раз, когда вы делаете хоть какой-то маленький шаг, подкрепите себя чем-то позитивным. 
     
В любом деле самое сложное – это начать его. Первый шаг сделать трудно и страшно, но это необходимо. Нужно найти силы сделать его, и дорога появиться сама собой. Не откладывайте работу над преодолением выгорания. Начните с маленьких шагов заботы о себе уже сегодня! 
Путь в тысячу ли начинается с первого шага  

 Лао-Цзы

Маршрутная карта повышения квалификации

Стремительное развитие технологий (в т.ч. образовательных) требует от педагога непрерывного повышения квалификации. Так как знания, полученные в ВУЗе, нуждаются в обновлении и уточнении в течение всей педагогической деятельности. 

Основными предпосылками необходимости непрерывного образования педагогов является: внедрениеинноваций, Модернизация системы образования, изменение соц. Заказа общества. 

В связи с высоким спросом на курсы повышения квалификации в педагогической среде, стало появляться большое количество предложений о повышении квалификации. Данные курсы могут быть совершенно разного качества, уровня, направленности и практической значимости, все это сложно оценить педагогу по краткому описанию. В связи с этим педагоги часто делают случайный выбор в надежде получить не только сертификат, но и необходимые навыки. 

 

Современные курсы повышения квалификации должны соответствовать не только высоким образовательным стандартам, но и проводиться с учетом новых образовательных подходов.

Для повышения эффективности обучения педагогов необходима системность и индивидуальный подход в подборе курсов повышения квалификации. 

Индивидуальный план обучения педагога должен включать себя не только предметные и общепедагогические курсы, но и курсы, направленные на развитие так называемых Soft Skills самого педагога (развитие коммуникативных навыков, креативности, гибкости мышления, устойчивости к неопределенности и пр.). На рисунке представлен проект определения маршрута дополнительного профессионального образования. В нашем учебном центре выбор необходимых курсов повышения квалификации для педагогов определяется с учетом четырех аспектов:
 

После обучения на курсе педагог может испытывать затруднения с практическим использованием знаний, поскольку в «лабораторных условиях» учебной группы бывает сложно отработать все подводные камни того или иного метода. Часто, руководствуясь убеждением в том, что эффективно можно учить и по-старому педагоги возвращаются к привычным формам и методам обучения, чем сводят на нет эффективность курсов повышения квалификации. 

 

Процесс повышения квалификации не может ограничиваться лишь прохождением обучающих курсов. Самый серьезный и сложный этап — отработка полученных знаний и навыков. Он происходит значительно позже, во время применения полученных знаний в «Реальных условиях». Педагогу, столкнувшимся с трудностями внедрения новых технологий в образовательный процесс нужна не только индивидуальная поддержка так называемого наставника, но и участие в сообществе единомышленников, а также обмен опытом.

 

Мы хотели бы вам предложить чек-лист работы по планированию повышения квалификации в образовательной организации. Для нас организация повышения квалификации педагогов состоит из четырех основных этапов: 

  1. Планирование траектории обучения 
  2. Обеспечение вариативности курсов 
  3. Организация педагогического сообщества
  4. Поддержка внедрения инноваций 

 

Для более эффективной работы и развития всей образовательной организации при планировании траектории обучения педагогов мы рекомендуем планировать обучение педагогов в едином образовательном подходе

 

Дорожная карта повышения квалификации должна включать курсы повышения квалификации, начиная с самого базового этапа (компьютерной грамотности), постепенно двигаясь к использованию спец. Инструментов, включение инструментов в педагогические технологии и особое внимание. 

 Траектория обучения должна содержать в себе не только предметные и общепедагогические курсы, но и курсы по личностному развитию, необходимому для эффективного обучения детей (креативность, устойчивость к неопределенности, гибкость коммуникабельность, навыкам ораторского искусства и пр.).


Для повышения эффективности обучения педагогов необходима системность в подборе курсов и индивидуальный подход в выборе с учетом профессиональных интересов, возможностей, уровня базовой подготовки, специфики самой школы, в которой работает педагог.

 Не маловажным ресурсом процессе применения полученных знаний является программа поддержки педагогов:  

Организация периодических встреч, общение в профильных сообществах, представление собственного опыта внедрения инноваций на площадках разного уровня. 

Для того, чтобы поддержать начинания педагогов по применению новых образовательных технологий необходимо организовать систему поддержки внедрения инноваций в образовательной организации: 
— Разработка рекомендаций для педагогов (примите то, что на первых порах у вас может что-то не получаться, попросите коллег организовать совместный проект и пр.)

— Возможность в безопасной обстановке обсудить первые результаты внедрения технологии и продумать следующие шаги, разобрать сложности, возникающие в процессе.  

Грандиозное обновление SMART Learning Suite Online

Последнее время стали востребованы дистанционные и смешанные формы обучения. Сейчас компания SMART Technologies активно развивает платформу SMART Learning Suite Online и представляет вниманию педагогов обновления платформы достаточно часто.

 Сервис позволяет организовать дистанционное взаимодействие учеников в едином пространстве. Благодаря интерактивным шаблонам SMART вы можете за несколько минут превратить статичный контент в динамичную интерактивную презентацию урока. Учитель может не только предложить ученикам материал по теме занятия, но и задания на практическую отработку, творческие задания, самостоятельные и групповые задания. Большой популярностью, среди пользователей сервиса SLSO, пользуется возможность передачи ученикам копии материалов урока. Преподаватель может добавить голосовую инструкцию к каждой странице материалов, проверить самостоятельную работу учеников, дать обратную связь.

Сегодня мы бы хотели приоткрыть тайну и поделиться с вами новыми функциями SMART Learning Suite Online.

В прошлом обновлении платформы появилась возможность добавлять авторский фон в интерактивных заданиях платформы. В активностях переворот, заполни пропуски, мозговой штурм, найди пару, последовательность, суперсортировка добавлена возможность создавать авторское оформление: изменение фона и макета задания. А в задании «Кричи» появилась возможность добавить вопрос или тему для будущего мозгового штурма.

В последнем обновлении появилась возможность объединять несколько документов в один урок Если раньше вы показывали теоретический материал в PowerPoint, предлагали выполнить интерактивные задания в документе SMART Notebook и рассылали рабочие листы в PDF — настало время объединить все источники в одном уроке в SLSO! Создавайте интерактивные задания, добавляйте материалы из нескольких источников и демонстрируйте урок без дополнительных переключений. Дублирование страниц и добавление текста не только в режиме редактирования, но и в режиме демонстрации занятия.

Нескучная алгоритмика


Решения Matatalab пользуются большим успехом среди педагогов и воспитателей детских образовательных учреждений. Мы попросили Екатерину Александровну Лосеву, педагога дополнительного образования из города Сергач (МБ ДОУ детский сад №8 «Сказка») поделиться своими впечатлениями об использовании робототехнического набора Matatalab. 

Как вы использовали Matatalab на своих занятиях?

В нашем детском саду три набора Мatatalab, один набор на 4 ребенка. Ребята с нетерпением ждут занятия по робототехнике, спрашивают, чем интересным займемся сегодня? 

 

В преддверии Дня Космонавтики я решила удивить ребят и устроить им «Космическое путешествие». Сначала предложила детям посмотреть видео письмо от Белки — первой собаки, побывавшей в космосе, в котором рассказывалось о том, что первые собаки, Белка и Стрелка, успешно слетали в космос, затем первый человек отправился в Космос и благополучно вернулся. 
В преддверии Дня Космонавтики я решила удивить ребят и устроить им «Космическое путешествие». Сначала предложила детям посмотреть видео письмо от Белки-первой собаки, побывавшей в космосе, в котором рассказывалось о том, что первые собаки, Белка и Стрелка, успешно слетали в космос, затем первый человек отправился в Космос и благополучно вернулся.
Дружно и весело запустили ребята ракету в космос знаменитой фразой первого космонавта Ю.А.Гагарина «Поехали!». С помощью схемы, где присутствовали блоки движения, блок с изображением танца и ряд музыкальных блоков, ракета отправилась в космическое путешествие.
Потом мы попробовали отработать алгоритмы перемещения ракеты и сами отправиться в космос. Нужно было выбрать одного космонавта и одного капитана космического корабля.  Капитан выбирал карточку с изображением планеты, куда отправит своего космонавта, на космическом коврике выкладывает лабиринт с помощью пластиковых кубиков. На панели управления выгладывает алгоритм с помощью блоков движений и отправляет своего космонавта к планете. У космонавта не легкая задача, он одевает скафандр, в котором не очень удобно двигаться, и внимательно слушает указания своего командира. Прибыв на планету, педагог берет карточку с изображенной планетой и читает чем же она примечательна.

Какие навыки ребят развививались лучше всего в процессе занятий?
Умение работать в команде и индивидуально, умение работать со схемой, логическое мышление, умение программировать, внимательность, развитие пространственной ориентации, умение считать, формирование речи детей, развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе. 


Что работало лучше всего, а что было сложным?

С большим интересом дети составляли алгоритмы по схемам для рисования и музыкальной композиции. Ребята даже не подозревали, что Мататабот умеет рисовать, танцевать и проигрывать музыку.  

 

Наиболее сложным оказалось выстраивание алгоритма без использования схемы, а также выстраивания лабиринта для космонавта, так как необходимо было капитану самому решать каким путем пойдет космонавт. Ребенку, исполнявшему роль космонавта, было сложно четко выполнять команды своего капитана, что требует быть особо внимательным и не торопиться делать движения раньше, чем капитан даст данную команду. Для более успешных выполнений подобного рода занятий, решила использовать подобные коврики и на других занятиях с Matatalab.

Как отреагировали дети? 

Ребята остались довольны своим путешествием. Ведь они получили видео письмо от Белки, нарисовали и вырезали звезды, ракету, которую дружно запустили в полет, сами почувствовали себя в роли космонавтов и капитанов, узнали какие планеты бывают, что они разные по цвету и величине и многое другое. 

Образовательные игры в Новый Год

Как создать идеальный образовательный квест?
 
До окончания 2020 года осталось совсем не много. Новый Год – один из самых любимых праздников среди детей разных возрастных категорий благодаря своей сказочности, необычности, а также радости приближения каникул! Использование данного праздника в качестве игровой завязки для образовательного квеста может помочь вам вместе с учениками с интересом и увлечением организовать урок-повторение и закрепление материала первого полугодия по вашему предмету. 
 
Квесты – одна из самых популярных форм досуга среди детей и молодежи. Они набрали свою немыслимую популярность благодаря возможности раскрыть тайну, свободе решений и их важности, возможности быть в центре (главным героем) разворачивающейся истории и влиять на нее своими действиями. В квестах присутствует соревновательный элемент, а также эффект неожиданности (встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. 
 
Использование квестов на уроке позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Это проблемное задание с элементами ролевой игры, для решения которого используются информационные ресурсы. Как вид образовательных технологий, он позволяет решить: 
образовательную задачу – вовлечь ребенка в активный познавательный процесс; 

Онлайн-занятие на 5! Лучшие приложения для организации дистанционного урока

В наши нелегкие времена для современного педагога главное – быть подготовленным к любой внештатной ситуации. Предположим, что у вас уже завтра должно состояться первое дистанционное занятие, что для него нужно в первую очередь? 

 

Средство коммуникации

Удобными средствами коммуникации с родителями и учениками могут стать любые мессенджеры, в которых можно организовать групповое общение. Возможно у вас уже есть группа в WhatsApp или FB. Мы рекомендуем организовать группу для дистанционного взаимодействия в мессенджере, который можно отключить в нерабочее время. Такими мессенджерами могут стать 
Discord  — абсолютно бесплатный, предоставляет широкие возможности по настройке и позволяет даже проводить видео конференции с демонстрацией экрана 

ClassJo  — разработан специально для образования и включает в себя очень много интересных возможностей для учителя.    

 

Планирование урока

Настало время планировать ваш рабочий день. В измененных и непривычных условиях бывает сложно организовать свою методическую деятельность и грамотно распределить время на решение всех задач. Предлагаем вам воспользоваться органайзерами:

 

Trello – позволяет собрать рабочие задачи по карточкам и группам, если вам необходимо – настройте напоминание и сроки выполнения. 

ToDoList – удобное приложение, которое позволяет собрать все задачи на каждый день и ничего не упустить. Запишите все рабочие и домашние дела в один список и выполняйте их, закрывая каждую. 

 

Демонстрация урока
Каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает форму проведения занятий. Будут это задания, отправленные педагогом по почте, или трансляции в режиме реального времени. 

 

Организация трансляций. Итак, вы решили организовать трансляцию. В этом вам поможет одно из следующих приложений:

Microsoft Teams – это бесплатная программа для организации видео конференций. В своем календаре вы создаете собрание и можете пригласить пользователей или пригласить любого человека, не имеющего аккаунт в Microsoft присоединиться в качестве гостя. 

ZOOM – отличное приложение для создания видео конференций, которое завоевало любовь многих пользователей. Важным нюансом zoom является то, что собрание, в котором участвует более 2х человек может длиться не более 40 минут. Кроме этого, если на официальном сайте zoomзарегистрировать себя как педагога образовательной организации, после подтверждения аккауната, все ограничения пропадут. 

Google Meet – третья платформа для взаимодействия. Она бесплатна, вам не нужно ставить дополнительное приложение для работы, и она безопасно. Все звонки в Google Meet зашифрованы. Но, к сожалению, имеет ограниченный (по сравнению с двумя остальными программами) функционал, в частности нет белой доски, нельзя заменить фон и др. 

 

Средства создания интерактивности в процессе трансляции

SMART Learning Suite Online – если вы является активным пользователем интерактивных решений от компании SMART Technologies, то вы можете воспользоваться облачным сервисом для проведения занятий. 
На портале вы можете загрузить свою презентацию (pptx, pdf, notebook) и превратить ее в интерактивный урок: 

— Используйте удобные шаблоны переворота карточек, суперсортировки, установки последовательностей (более 12 шаблонов)  

— Попросите своих учеников принять участие и работать сообща в совместном пространстве взаимодействия или дайте для каждого индивидуальное задание в раздаточном материале. 

При создании материалов можно использовать как текст, так и фото и видео материал, вы также можете добавить аудио инструкции к каждому заданию.

Мicrosoft whiteboard -  удобное приложение, позволяющее организовать взаимодействие между всеми участниками трансляции. Ребятам в ДОУ вы можете предложить создать совместную картину, попросив о помощи родителей воспитанников. 

i3 Learnhub — набирает популярность и следующий портал для создания интерактивных уроков. В него уже встроено средство трансляции урока, вы можете предоставить своим ученикам совместное интерактивное пространство. Управляйте уроком и предоставляйте доступ конкретному ученику для выполнения «работы у доски». 

Quizizz - уникальное приложение для создания онлайн-викторин и опросов. Подключайте своих учеников, проводите опросы, тестирование и увлекательные викторины. На сайте собрана большая библиотека викторин по широкому набору предметов.
 

Создание электронных учебных материалов. Если же ваши ученики не имеют стабильного подключения к сети-интернет или у них нет возможности подключаться в назначенное время вы можете приготовить для них задания для самостоятельного выполнения и в этом вам помогут: 

 

LearningApps – удобный портал для создания интерактивных заданий для учеников. В своем личном кабинете вы можете выбрать один из быстрых шаблонов для взаимодействия (кроссворд, найди пару, установи последовательность и пр.) добавить в него свой контент (картинки или текст) и предоставить ученикам ссылку для прохождения. Если вы связываетесь со своими учениками по Zoom или Teams вы можете запустить демонстрацию экрана и предложить ученикам выполнить задание всем вместе. 

- Kahoot – данный сервис получил мировое признание от всех учителей как удобная система для проведения викторин в режиме реального времени, однако, разработчики пошли дальше и новинкой этого сезона стала возможность проходить викторину в любое удобное время. Вы пишите вопросы для детей и даете им доступ к викторине. Ребенок отвечает на вопросы и набирает баллы. После окончания теста он может посмотреть на турнирную таблицу и сравнить свои результаты с результатами других участников.  

Sway от Microsoft – удобное приложение, позволяющее просто сделать «сайты» урока. Вы добавляете все необходимые материалы, ссылки на интерактивные упражнения и ваши ученики читают ваше занятие и выполняют все задания. Удобство заключается в простоте использования. Никаких дополнительных настроек и долгого входа – все на одной странице.  

 

Хранение данных урока

 

Office 365 и Google G Suite for Education – пакетное предложение необходимых инструментов для образования.

Оба решения – это комплекс офисных программ, предназначенных для образования. Они позволяют редактировать документы, не используя установленных офисных приложений на компьютере. 

Если в вашем образовательном учреждении пока еще не используется почта одной из этих компаний в качестве корпоративной – рекомендуем вам подключиться к одной из этих компаний и получить полный пакет услуг совершенно бесплатно. 

Вы сможете хранить документы в одном месте и предоставлять доступ для их редактирования. Использовать специализированные для образования приложения такие как: Записная книжка класса, электронные формы, специальные приложения для организации взаимодействия между участниками и пр. 

 

Создавайте свои новые эффективные уроки и присоединяйтесь к обсуждению интересных вопросов каждую среду в 17:00 в проекте «Интерактивная среда»

Будьте на связи в нашей группе в Facebook  

"День точки". Поговорим о развитии креативности в образовательном учреждении

 

Запросы современного общества ставят перед системой образования амбициозные задачи. Теперь оно нацелено не только на вооружение школьников знаниями, умениями и навыками, но и на формирование готовности к творческому решению задач. Основной целью развития креативности является создание предпосылок для творческой самореализации школьников в учебном процессе и, в последствии, в самостоятельной деятельности.  

Сущность данного процесса заключается в пробуждении природных сил школьника от любознательности к самореализации, что проявляется в развитии его творческого потенциала и творческой активности. Креативность выступает основой, стартовой площадкой для становления творческого потенциала школьника. 

 

Что же такое креативность? 

Существует множество теорий, раскрывающих это понятие. Нам наиболее импонирует теория Джоя Пола Гилфорда, определившего креативность через развитие дивергентного мышления, которое описывается как способность выдвигать множество идей для решения одной проблемы. 

Его коллега, Элис Пол Торренс, предложил несколько критериев, характеризующих особенности творческой деятельности: способность высказывать максимальное количество способов решения возникшей проблемы, разнообразие данных идей, нестандартность и необычность найденных решений, способность оттачивать идею до идеала, стремление к завершению проекта. 

 

Креативность присуща каждому человеку, но ее раскрытию зачастую могут препятствовать влияние среды: шаблоны поведения, запреты или критика. В основе праздника «День точки» лежит история о девочке, которая начала рисовать красивые картины после того, как поверила в свои силы. На занятии вместе с детьми, выполняя задания с точками, вы можете потренироваться в генерировании идей, придумывании множества креативных способов выражения задуманной идеи и потренироваться создавать что-то совместно в малых группах. 

Если вы хотите побольше узнать о истории, рассказанной Питером Г. Рейнолдсом – вы можете купить книгу в издательстве на русском языке 

 

Если вы хотите почитать методические рекомендации к проведению классного часа «День точки» — перейдите по ссылке, чтобы получить доступ к материалам (на англ. языке). 

 

Празднование дня точки в школе задумывалось как уникальная возможность иначе взглянуть на процесс творческой деятельности: 

 

Преодолеть страх начала создания нового – начните с простого, понятного детям проекта, который не растянут по времени и требует минимальных усилий для реализации. Решая данный проект, ваши ученики поверят в свои силы и освоятся в этапах и требованиях к проектной деятельности. Отличным ресурсом для поиска новых интересных проектов является  Pinterest – Пинтерест

 

Тренироваться в решении задач нестандартным способом, выполняя упражнения на развитие конвергентного, дивергентного и латерального мышления вместе со своими учениками можно, изучив книгу «Я хочу больше идей». 

Сменить угол зрения. Отличным инструментом для создания коротких и эффективных мозговых штурмов в SMART Learning Suite является интерактивное задание «Кричи!». В этом задании ответы учеников собираются в письменном виде на общей доске через личные устройства (мобильные, планшеты, ПК). Возможность поставить мозговой штурм на паузу, организация анонимного сбора идей, разделение идей по группам и вывод обсуждаемой идеи крупно на экран.  

 

Попробуйте прямо сейчас вместе со своими учениками потренироваться в нахождении креативных решений разных задач. Вы сможете получить материалы урока, пройдя по ссылке в описании. 

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРАКТИВНЫМ?

По мере проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь учителя — постепенно трансформируется и взаимодействие с учениками. Сейчас без интерактивной доски или панели невозможно представить учебный класс. Наши ученики давно привыкли к презентациям урока: предпочитают сделать фото экрана, чем переписывать все заново, обучены тактикам быстрого решения интерактивных заданий и находят возможности обсудить с одноклассниками в общих чатах ответы на вопросы теста. 

Пришло время трансформировать свое занятие, изменяя вредные привычки ваших учеников. Мы предлагаем несколько простых идей для педагога, позволяющих трансформировать свой урок.

 

Вовлечение – отличный ход для завоевания аудитории.

Вовлекайте класс в содержание своего урока при помощи инструментов SMART Learning Suite Online (SLSO). Для иллюстрации и закрепления материала урока используйте упражнение «открытие подписей», в котором ученики могут потренироваться в запоминании сложных терминов, составляющих понятия или частей изучаемого объекта. 

 

Улучшайте свои уроки, используя интерактивные упражнения SMART, чтобы ученики смогли изучить концепции и продемонстрировать полученные знания. Для ответа у доски отлично подойдут игры «супер-сортировка», в игровой форме учащиеся могут проверить свои знания и получить мгновенную обратную связь. Особый интерес представляет задание «порядок», в котором вместе с учениками можно порассуждать о важных вещах. Выключите автоматическую проверку ответов для того, чтобы дать ученикам собственный ответ на спорные философские вопросы.   

  

В кадре самое главное

Добавьте видео, которое может удивить ваших учеников, заставить их задуматься или продемонстрировать процесс какого-либо явления. Разрешите детям задавать вопросы в процессе просмотра видео и делать свои прогнозы.   

 

Добавьте активность Shout it Out (кричи) для того, чтобы они могли поделиться своими мнениями поле просмотра видео. Из шаблонов Activating Prior Knowledge (активации знаний) выберите наиболее подходящий и предложите поделиться тем, что они знают по теме перед просмотром видео. Создайте опрос с открытым ответом, чтобы быстро собрать обратную связь учеников после просмотра видео.   

 

Создайте раздаточный материал для домашнего изучения и поделитесь им с учениками для того, чтобы у них была возможность просмотреть видео в спокойной обстановке.

 

Урок в своем темпе и на своем уровне сложности. 

В вашем классе есть ученики с разным темпом решения заданий урока? Зачастую приходится идти на компромисс для того, чтобы поддерживать темп занятия на одном уровне. 

Сделайте свой урок адаптивным. Подготовьте тест, определяющий уровень освоенности материала и по его результатам предложите учащимся на выбор задания для отработки темы урока. Создавайте дифференцированные задания. Позвольте самим учащимся выбрать то, что они хотели бы делать в рамках изучения темы. Для выбора активности используйте задание «переворот». 

Используйте возможность управления уроком учителем (Teacher pacing) и (student pacing) управление учеником. После объяснения основной темы урока предложите ученикам ее практически отработать, включив ряд самостоятельных заданий. Включите режим (student pacing) управление учеником, когда вы переходите к этим заданиям, чтобы ваши ученики выполняли задания в собственном темпе. После окончания времени на выполнение задания – верните управление уроком учителю и продолжите объяснение материала. 

 

SLSO является универсальным инструментом превращения статичной презентации в динамичный цифровой контент. Попробуйте организовать взаимодействие с вашими учениками через интерактивные задания и упражнения, создавая безопасную, творческую, технологическую площадку для обучения и обмена идеями.

Мастерство создания презентаций для урока: не трактат, а сказка!

Мастерство создания презентаций для урока: не трактат, а сказка!

 

Новые технологии мотивируют нас потихоньку отказываться от записей на привычной меловой или маркерной доске. Большинство интерактивных панелей и досок стремится занять место в центре кабинета, заставляя создавать все большее и большее количество презентаций для урока.

 

В педагогическом сообществе, в большинстве случаев, созданию презентации отводится одно из последних мест в списке дел. Искусству создания презентации практически нигде не обучают (не рассказывают правила игры). Стало принято воспринимать презентации как блеклое и непонятное дополнение к привычному рассказу и заданиям на уроке.

 

Прежде всего интерактивные презентации становятся методическим материалом и большим ресурсом для объяснения и закрепления материала. Как создать содержательную, красивую и современную презентацию об этом подробнее разберем в нашей статье.


 

Начните с цели

Когда мы понимаем, что сейчас нужно подготовить презентацию – большинство открывает SMARTNotebookили PowerPoint, что во много раз усложняет работу, вы можете потерять ход мысли, измучить себя выбором оформления, отобрать слишком много не нужного материала и потерять всякую мотивацию к подготовке к уроку.

Для того, чтобы избежать подобных проблем – отложите компьютер или ноутбук в сторону. Возьмите чистый лист бумаги и кратко сформулируйте для себя цель и задачи презентации, специфику аудитории. Что ваши слушатели узнают, как смогут применить, где найдут дополнительную информацию, как закрепят новый материал.

 

Создайте сценарий

Безусловно, у учителя для каждого урока найдется свой готовый план урока, но теперь нам предстоит его пересмотреть с учетом дополнительных возможностей интерактивной доски или панели в вашем классе. Если цель презентации урока то, что мы хотим изменить, то сценарий урока это то, как ваша аудитория придет к этим изменениям.

 

Как в настоящей истории слушателей важно заинтриговать, превратить в героев и провести через приключения к грандиозному победному финалу. Для того, чтобы ничего не пропало из поля вашего внимания – возьмите чистый лист бумаги, расположите горизонтально, расчертите его на 8 ячеек и заполните ячейки ключевыми моментами вашего урока. Так вы увидите всю структуру вашей презентации целиком и будет понятно, получилось ли достичь цели, решить задачи и что еще необходимо добавить или убрать.

Дополните ключевые моменты дополнительными слайдами, которые полностью позволят раскрыть каждую из этих тем (их можно подписать в оставшемся месте в ячейках на листе). Оптимальным решением для добавления дополнительных слайдов будет наклеивание стикеров поверх ключевых моментов урока.

 

Настало время действовать

И так в нашем арсенале есть цель и задачи учебной презентации, понимание особенностей нашей аудитории (часто отвлекаются, любят компьютерные игры, запоминают материал, если пробуют объяснить его другим п пр.), ключевые сцены будущей истории. Теперь пришло время действовать!

Безусловно, про оформление презентации невозможно рассказать в трех предложениях, но в нашей команде мы выделили основные важные пункты, позволяющие быстро перейти от задумки к реализации.

 

Визуальная концепция.

Оформление текста презентации является ключевым в создании впечатления от урока. Это средство выразительности и инструмент вовлечения вашей аудитории. Визуальная концепция состоит из нескольких элементов:

 


  • Шрифт. Мы рекомендуем на одну презентацию выбирать одну шрифтовую семью (например: «Calibri»). Одна высота начертания букв должна наблюдаться у заголовков, подзаголовков и основного текста. Подробнее почитать о типографике вы можете в статье по этой ссылке: https://skillbox.ru/media/design/tipografika_dlya_biznesa/
    Подобрать новый свежий шрифт для вашего урока можно на этом сайте: https://fontstorage.com/ru/
  • Цвет. В презентации допустимо использование не более 3-х основных цветов. Один цвет – белый. Он станет прекрасной основой и фоном ваших слайдов, второй цвет – черный или градации серого – для основного текста, третий цвет – контрастный (акцентный) – это может быть приятный зеленый, холодный синий или цвет вашей организации.
    Подобрать гармоничную палитру для презентации вы можете на этом сайте: https://color.romanuke.com
    Для того, чтобы узнать номер цвета и применять его для всех элементах оформления – воспользуйтесь этим сайтом: https://colorscheme.ru/color-converter.html
  • Форма (макет). Определите для себя несколько макетов слайдов: для введения новых понятий, для формул и графиков, для иллюстраций и вопросов к классу, для практических заданий. Не забывайте стандартные сдержанные слайды разбавлять (не более 20%) яркими заголовками или вопросами.
  • Иллюстрации. Помимо графиков и формул для дополнительной выразительности используйте изображения. Хорошее хранилище иконок для ваших презентаций вы сможете найти на этом сайте: https://www.flaticon.com

 

После того, как ваша визуальная концепция собрана. Можно преступать к наполнению презентации содержанием. Заполните подготовленные макеты информацией из конспекта урока в соответствии с разработанным ранее планом презентации.

 

Воздух на слайде.

Воздухом зачастую называют пустое пространство между элементами презентации. Очень важно не перегружать слайды лишней информацией. Ученикам будет сложно параллельно слушать вас и читать презентацию. На слайде должна быть освещена тезисно одна мысль. Инфографика всегда выглядит наглядней и ярче, чем текст, описывающий процесс.

 

Интерактив. В SMART Notebook существует большая коллекция интерактивных шаблонов заданий для любого урока. Включение интерактивных игр поможет ученикам быстро и удобно отработать весь пройденный материал на уроке в легкой динамичной форме.

Подробнее о педагогических находках SMART Learning Suite вы можете узнать в этой короткой инструкции для педагогов: https://yadi.sk/i/LrbEvJVkDU6PQQ

 

Время. Не забывайте, что количество слайдов в презентации ограничено временем, за которое вы их можете рассказать. На один слайд презентации необходимо отвести минимум минуту. Следите за тем, чтобы в вашей презентации на 45 минут было не более 25-30 слайдов.

 

Генеральный прогон. Создание презентаций урока зачастую «домашняя работа» для учителя. У каждого педагога в распоряжении различная техника и на маленьком экране ноутбука все кажется идеальным. Не забывайте перед уроком проверять читаемость, выбранную цветовую палитру и качество иллюстраций вашей презентации.

 

В заключение хочется отметить…

Презентации урока могут стать отличным инструментом в руках педагога. Для современных учеников наглядность и технологичность средств представления информации может иметь большой ресурс для освоение нового.

Для того, чтобы сформировать отличный вкус к визуальному воплощению мысли предлагаем тренировать «насмотренность» при помощи этого ресурса: http://burba.pro/slides.trainer/

 

Команда Учебного центра DIGIS уверена в том, что при грамотном сочетании традиционного подхода и современных технологий возможно во много раз повысить эффективность урока и сделать ваших учеников счастливыми и успешными.

Скачать презентацию