Использование интерактивных информационных средств в процессе обучения иностранному (английскому) языку в школе.

Новый Федеральный государственный стандарт уделяет особое внимание формированию и развитию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, общеучебных, универсальных логических и т.д.) посредством предметов школьного курса. Иностранный язык является одним из обязательных предметов в школе, соответственно педагоги должны уделять особое внимание формированию универсальных учебных действий в процессе обучения данному предмету.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением новых технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Наиболее перспективным из существующих технических средств обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом, является интерактивная доска. Использование интерактивной доски является средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию, прежде всего универсальных логических учебных умений учащихся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Помимо этого, возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования. Сопровождение традиционных уроков презентациями дополняет объяснение учителя. А интерактивная доска позволяет соединить эти преимущества, разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.
Однако сама по себе интерактивная доска научить ничему не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога и то, как он «зазвучит» зависит от степени творчества педагога, его мастерства и желания сделать урок интересным, ярким и запоминающимся.
Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля. Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся.
Более чем семилетний опыт использования интерактивной доски на уроках английского языка показывает, что она способствует успешному формированию базовых компетенций учащихся – речевой, языковой, социокультурной, а также позволяет работать над всеми видами универсальных учебных действий.
Мною разработаны задания, направленные на развитие разного рода компетенций учащихся с использованием интерактивной доски Smart Board.
Задания на формирование языковой компетенции: лексика
Задание 1: «Заполни кроссворд».

Учащиеся вписывают электронным маркером слова по теме: «экология» в кроссворд.
УУД: умение анализировать, находить ключевое понятие.
Задание 2: «Посади новые растения».

На доске изображены саженцы растений, на которых написаны первые половины слова и лунки, содержащие вторую половину этих слов. Необходимо «посадить» растение в нужную лунку, для того, чтобы получились слова по теме «экология».
УУД: анализ, синтез, составление целого из частей.
Задание 3: «Распредели слова по частям речи».

На экране доски изображен домик с двумя окнами. Существительные и прилагательные распределяются в соответствующие «окошки» домика. Для осуществления проверки необходимо переместить прямоугольники «check», расположенные слева и справа страницы в область «окон» домика. На контрастном фоне высвечиваются названия частей речи над словами. Школьникам видно выполнили ли они задание правильно или допустили ошибку.
УУД: анализ, сопоставление, классификация объектов, контроль и самоконтроль
Задание 4: «Волшебная труба».

Даны несколько слов, объединенных общей темой, в которых пропущено несколько букв. Учащимся необходимо догадаться, какие слова зашифрованы и восстановить пропущенные буквы. Для осуществления проверки слова перемещаются на контрастное поле с правой стороны страницы через «волшебную трубу». На контрастном фоне «проявляются» пропущенные в словах буквы, напечатанные белым цветом.
УУД: анализ, сопоставление, построение логической цепочки, контроль, самоконтроль.
Задание 5. «Восстанови текст»

Школьникам предлагается восстановить надписи на футболках, «смытые» во время стирки и назвать словосочетания, связанные с темой «camping», например to wash up dishes, to put up a tent и т.д. Для этого необходимо соотнести глаголы, «плавающие в тазу» с существительными и изображениями на футболках.
УУД: сопоставление, анализ, синтез, установление логических связей между словами.
Задания на формирование языковой компетенции: грамматика
Задание1: «Свари суп».

При изучении темы «степени сравнения прилагательных» учащимся предлагается закончить предложения, используя изображения овощей и слова more и the most, а затем сложить в суп только самые вкусные овощи (в соответствии с текстом предложений). При правильно выполнении задания изображения овощей будут исчезать в котелке, при неправильном – возвращаться обратно.
УУД: анализ, синтез, построение логической цепочки, контроль и самоконтроль
Задание 2: «Расставь пропущенный артикль».

Артикль перемещается в предложения при помощи утилиты множественного клонирования. При необходимости учащимся предъявляется правило, скрытое с правой стороны страницы. Необходимо выдвинуть, потянув за красный треугольник.
УУД: анализ, построение логической цепочки, умение работать с таблицами
Формирование речевой компетенции: говорение
Задание 1: «Вода и проблемы с ней связанные».

Данное задание можно использовать для формирования навыков монологической и диалогической речи по теме «Экология. Защита окружающей среды». Школьникам предлагается порассуждать о том, какие проблемы, связанные с водой возникают по вине человека, а какие возникают из-за природных явлений. При этом учащиеся могут перемещать изображения проблем, связанных с деятельностью человека в цистерну в центре страницы. При правильном выполнении задания, изображения будут исчезать.
УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, сопоставление, нравственно-этическое оценивание поступков людей, коммуникативные умения (умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации).
Задание 2: «Найди и назови всех обитателей леса».

Передвигая прозрачное окно в левом верхнем углу страницы, изображающей лес по экрану, учащиеся находят изображения животных, называют их и рассказывают, что они умеют делать. Например: It’s a hare. It can run very fast. It cannot swim well. It is an owl. It can fly. It can see very well at night. и т.д.
УУД: сопоставление, коммуникативные умения (умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации).
Задание 3: «Игра в детектива».

При изучении темы «внешность» учащимся предлагается поиграть в детектива, и догадаться о каком именно герое мистической корпорации Скуби-Ду идет речь и рассказать о нем. Для демонстрации учащимся правильного ответа необходимо переместить текст описания в область «волшебной двери», расположенной с правой стороны страницы. В дверном проеме «проявится» сам персонаж. Для создания подобного упражнения используются свойства таблицы «заливка изображением».
УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, сопоставление, коммуникативные умения (умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации).
Задание 4: «Купи здоровую пищу».

Учащимся предлагается сходить за покупками в магазин и купить только полезную для здоровья пищу. Данное задание предполагает построение диалога. Для проверки правильности совершения покупок учащиеся могут непосредственно «сложить» в корзину полезные продукты, которые они видят на экране интерактивной доски. Если задание выполнено правильно, продукты останутся в тележке, если неправильно – вернутся на свое место.
УУД: анализ, сопоставление, умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации
Формирование социокультурной компетенции
Задание 1: «Выбери достопримечательности Нью-Йорка и расскажи о них». Школьникам необходимо нанести на карту Нью-Йорка достопримечательности города и кратко рассказать о них.

Для контроля выполнения задания заложен возврат на место неправильного ответа.
УУД: анализ, сопоставление, построение логической цепочки, самоконтроль, умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации.
Задание 2: «Древние цивилизации индейцев».
При изучении темы «История Америки в 9 классе необходимо перенести на карту древние цивилизации индейцев и кратко рассказать о них. Для контроля выполнения задания заложен возврат на место неправильного ответа.

УУД: анализ, сопоставление, построение логической цепочки, самоконтроль, умение выражать свои мысли в соответствии с замыслом коммуникации.
Экспериментально подтверждено, что систематическое использование интерактивной доски на уроках английского языка положительно сказывается на повышении качества знаний учащихся по определённым показаниям.

Так, мною в течение года в 5 классах проводилось сравнение качества знаний 2х групп учащихся, одна из которых занималась с использованием интерактивной доски, в другой уроки проводились без использования ИКТ технологий. На конец учебного года орфографическая грамотность учащихся 1 группы составила 76%, что больше на 15%, чем этот показатель во 2 группе. В усвоении лексического и грамматического материала тоже можно проследить существенное различие. Кроме того, по результатам анкетирования, проводимого среди учащихся и родителей обеих групп, интерес к изучению английского языка и удовлетворенность процессом обучения был выше у 1й группы школьников.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках иностранного языка соответствует современным требованиям ФГОС и способствует повышению мотивации учащихся к изучению английского языка и улучшению качества знаний

Похожие записи

0 комментариев